Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВСЕЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

2. РИМСКИЕ КАТАКОМБЫ

Самая известная сеть христианских захоронений, которая тянет-ся многие километры под землей и относится к промежутку време-ни от республиканских времен до поздних античных, носит назва-ние Катакомб св. Каллиста. Это кладбище уже со времен папы Зефирина (199-217) считается собственностью Церкви. Потом он пе-редал бразды правления своему первому диакону Каллисту, кото-рый был замучен в дни гонений императором Александром Севером (222). Папа Зефирин был похоронен еще на наземном кладбище, а св. Каллист в катакомбах, причем не в тех, что носят теперь его имя, а в других. Первым епископом, обретшим место упокое-ния в подземных катакомбах св. Каллиста, был папа Антерий (235-236). С тех пор их начали официально считать церковным кладби-щем, на котором погребали большинство епископов. До нас дошли имена Фабиана (236-250) и Сикста II (257-258), мучеников вре-мен императора Декия; Лукия I (253-254), умершего в Риме сразу после отбытия ссылки, Стефана I (254-257), Дионисия (259-268), Феликса I (269-274), Евтихиана (275-283), Кая Далматинского (283-296), Евсевия (309), Милитиада (311-314), Корнелия (251-253), умершего в изгнаниии, останки которого были перевезены в Рим намного позже. Марка (336) и Дамаска I, которые пожелали быть похороненными в наземной кладбищенской церкви-базилике. Далеко не все епископы скончались мученически, но могилы их, тем не менее, весьма почитались прихожанами. В так называемой Папской крипте хоронили не только римских епископов, но и дру-гих, например, североафриканских: Урбан, Нумидиан, Оптат. Из-вестно, что в этих катакомбах похоронено также множество мучеников. Их имена и гробы теперь определить трудно, за исключением тех, которые пользовались особенным почитанием в народе.

Например, св. мц. Кикилия. Для нее была построена целая кувуклия по соседству с Папской криптой. Почитание этой святой дос-тигло своей наивысшей точки в V веке. Вместе с нею весьма большую популярность среди верующих стяжали также мученики па-па Сикст II, диаконы Геннарий, Магний, Викентий и Стефан (258) и св. Поликамий. Основная же масса гробов, которую мы сейчас видим, наросла в IV и V веках, как уже упоминалось выше, бла-годаря желанию христиан быть похороненными поближе к своим святым заступникам.

Другое подземное кладбище считается самым большим в Риме и носит имя Флавии Домитиллы, племянницы императора Домитиана (95), которая владела этим участком земли. Исторически досто-верно, что муж ее был убит по приказу императора «за безбожие и практикование иудаизма», а сама она была отправлена в ссыл-ку. Это дало основание историкам считать их обоих христианами. Кладбище включает в себя много языческих могил, и даже встре-чающийся здесь сюжет Доброго Пастыря не является твердым дока-зательством принадлежности погребенных к христианству, так как в языческих мотивах образ этот был весьма популярен, и только со временем его стали осмысливать как Христа-пастыря. Так, на-пример, мы видим пасторальную сцену, где сидящий пастух в пра-вой руке держит Свирель, а вокруг пасутся мирные овечки. Изо-бражен Добрый Пастырь даже в символическом окружении четырех времен года!

С IV века количество христианских захоронений значительно увеличилось, особенно вокруг могил святых воинов-мучеников Нерона и Ахиллы, пострадавших при императоре Диоклетиане (295-298) . На этом месте выстроена богатой римлянкой Петрониллой большая надземная церковь-базилика с изображением их мучениче-ской кончины: на обоих мучениках воинская туника, руки связаны за спиной, головы склоненные, а над ними занес свой меч другой воин. Сама Петронилла погребена в той же базилике и стяжала, благодаря этому, в народе славу праведницы.

Рядом с катакомбами св. Каллиста находятся катакомбы св. Се-вастиана, названые в честь мученика, жертвы диоклетианова го-нения. Под землей над местом его погребения стоит престол, а на поверхности земли находится большая церковь-базилика, с ко-торой и начинается осмотр этих катакомб и которая изначально была посвящена первоверховным апостолам, так как одно время мощи их находились здесь, согласно последним археологическим открытиям: более шестисот надписей с III века, найденных тут, свидетельствуют о том, что люди часто взывали, к свв. Петру и Павлу именно в этом месте.

В катакомбах Прискиллы (см. выше) находится Греческая Часов-ня, названная так из-за греческих настенных надписей. В ней собирались древние христиане для молитв и Евхаристии. Украшено помещение орнаментами и библейскими сюжетами. Началом катакомб служит часть дома Прискиллы (I-II вв) . Оно представляет собой длинный и широкий коридор со сводчатыми потолками и арками. По-видимому, это был очень важный и богато убранный проход, через который заходили в подземелье. С IV века кладбище резко разрастается и становится собственностью христианской общины. Особым почитанием пользуются святые епископы: мученики Маркел-лин (296-304) и Маркелл (308-309), а также папы Сильйестр I (314-335), Либерии (352-366), Сирик (384-399), Келестин I (422-432) и Вигилий (537-555). Известно также, что там были погребены св. мученики Феликс, Филипп, Крискентий, Приск, Фи-мит, Пудентиан, Пракседес, Равел, Мавр, Симестр и другие.

Настенная живопись катакомб датируется уже II веком и пред-ставляет собою либо ветхозаветные сюжеты, либо события Нового Завета, либо традиционный образ Доброго Пастыря. Попа-дается даже птица Феникс как символ бессмертия и воскресения. Изображаются сами умершие, а именно: важные события их жизни, например, брак и воспитание ребенка, посмертное молитвенное предстояние Богу в вечности. Отражается также род их занятий, ремесло, положение в обществе, вероисповедание, прижизненные надежды и чаяния.

Татьяна ВОЛОХОНСКАЯ, г.Тюбинген, Германия