Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

На приходе

БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

К великому сожалению, невозможно сказать, что православные люди сегодня являются ведущими в нашем обществе. Общество больно, надо ему помогать. Но мы пока к этому не готовы.

Ко мне часто приходят состоятельные люди, стремящиеся оказать помощь приходу. Они просят найти для своего производства хороших специалистов. Ведь все знают, что верующий человек должен быть честным, порядочным, трудолюбивым, опрятным, вежливым, рассудительным, уравновешенным, спокойным. Ищут столяров, плотников, водителей, других профессионалов. И что вы думаете? Я не могу взять на себя смелость посоветовать кого-нибудь. Как посмотрю: у одного одна немощь, у другого - другая. Бывает, работающие родители ищут няню для ребенка, чтобы могла отвести его в школу, встретить, накормить, но чтобы не было каких-нибудь крайностей, родители-то они, им отвечать за воспитание ребенка. Развожу руками: или она промолится с ребенком все утро, пока не опоздает в школу, или еще чего…

Гляну на людей - беда. Сам страдаю от этого, и от них же слышу жалобы друг на друга. Как настоятель собора испытываю проблемы со своими служащими, ведь у нас штат восемьдесят человек. Особенно печалит, когда человек приходит и говорит: «Батюшка, я во славу Божию поработаю, безплатно». - «Не надо безплатно, - говорю, - я заплачу, но и потребую - дисциплины, хорошей работы».

Поступает человек в штат, начинаются другие сложности. Приходится наблюдать советский стиль отношения к работе, который не изжить враз из сознания людей. Работник знает, что его так просто не уволят, начинает выдвигать различные требования. «А-а, у вас небольшая зарплата? Ну, так я буду приходить позже». И управы нет. Воистину, пролетариат, дорвавшийся до власти.

Безответственность - это не беда настоятеля, это беда всей нашей Церкви. Больно общество, членами которого мы являемся.

Наши прихожане не чувствуют ответственности за свой приход. Причина видится мне в том, что у нас не сохранилась традиции учета прихожан, которая существовала в дореволюционной Церкви. Сектанты платят членские взносы, за счет которых проводят свои акции. Учет позволяет быть внимательнее к прихожанам. Если кто-то заболел, погорел, попал в аварию, мы узнаем об этом. Идем к человеку, интересуемся - может, он нуждается в нашей помощи. Собираем общину, говорим: такая-то беда у нашего брата, что мы можем сделать?

Это - механизм управляемости. Мы же доверились Господу, передали это управление в руки Божии. Доверие наше искусно использовала советская власть. Вспоминается время, когда баптистам отдали Троицкую церковь на Поклонной горе, которую они позже стали еще и расширять. Я много спорил тогда с уполномоченным по делам религии. Знаете, что он мне говорил? «У них по списку пять тысяч человек, они не могут туда все вместиться». «Позвольте, да в один Никольский собор в праздник приходит до двадцати тысяч человек». «Докажите… Нет-нет, учет вам вести запрещено». - «А почему им разрешено, а нам запрещено?» - «Их не так много. И кроме того, вы служите каждый день. Призывайте прихожан приходить в другой день».

Вот так и повелось с советских времен. Человек приходил крестить ребенка, но просил не записывать его: «Знаете, по партийной линии будут неприятности». И, с одной стороны, крещение свершалось, но, с другой стороны, мы с ним оба делали очень плохое дело. Мы прятали жизнь под сукно и говорили, что у нас никто не крестится, не венчается, в стране - все атеисты. Так и привыкли люди. Теперь говорю прихожанам: «Давайте сделаем список». - «Нет-нет, зачем это?»

А у нас тысяча-полторы прихожан. Я бы им в конце года разослал справочку: в этом году доход собора такой-то, нам не хватает на крышу столько-то. Нет, это ответственность, не хотят. Потому что человек пришел в храм, помолился и ушел. Ни за что не отвечает.

А с меня как с настоятеля требуют, чтобы собор был благолепен, ухожен, чист. Как все это достигается - никого не волнует.

По опыту знаю: там, где есть учет, где человек знает точно, какова его доля участия и доля ответственности в чем-то конкретном, то начинает сам себя контролировать. На энтузиазме ничего серьезного создать нельзя. Я убедился, что человеку нужна ясность, четкость и требовательность. Если бы у нас в Церкви заработала система ответственности, четкость требований, это могло бы явиться основой порядка и благополучия.

В Князь-Владимирском соборе мы пришли к такому решению. Третий год мы со священниками проводим для прихожан курс «Основы Православия» в четырех группах. Можно называть это катехизацией, оглашением, просвещением, воцерковлением. Занимается более ста человек. Эти беседы создают основу для знакомства, сближения людей. Думаю, на этой основе будем со временем формировать список прихода. Сначала людям надо дать почувствовать себя в общине.

Было бы хорошо, если бы Церковь вменила в обязанность пятистам священнослужителям нашей епархии не только совершать богослужение, исполнять требы, но и постоянно преподавать людям слово Божие. Прихожане объединяются на этих встречах, пастырь и паства лучше узнают друг друга, взаимно обогащаясь.

Пока же беда безответственности касается не только прихожан, но и многих священников. Увы, батюшки наши знают, что всегда можно спрятаться за иконостас, уйдя от острых вопросов.

На телевидении мне часто задают вопрос о том, почему во многих храмах очень высока плата за крещение. Я могу отвечать только за свой собор. У нас цена небольшая, а если человек не имеет денег, ни один священник не откажет в совершении этого таинства.

Прежде такого не было. Допустима жертва, но не поборы. Причина состоит в том, что сейчас в Церковь пришло много молодых священников. Лет тридцать назад в нашей епархии было шестьдесят священнослужителей, а сейчас - пятьсот, большинство из которых неопытны в пастырском деле. С ними никто не работает, нет такой программы в епархии. Надо устраивать ежегодные семинары, которые все священники посещали бы. Но у нас очень насыщенная литургическая жизнь, и даже на неделю мы не можем отозвать священников из храмов.

Крещение - особое событие в жизни человека. Ратую за то, чтобы в Рождество и Пасху, когда поется «елицы (те, кто) во Христа креститися…», мы, достойно подготовившись, проводили массовое крещение. Чтобы его, как в древней Церкви, совершал архиерей. Дабы люди ощутили праздник, чтобы мы порадовались, тому, что в Церкви нашей появились новые члены. Пока оно носит обыденный, будничный характер. А ведь это церковное торжество.

Думается, с Божией помощью, мы постепенно будем приходить в нужную меру ответственности и понимания сути жизни во Христе.

Протоиерей Владимир СОРОКИН, настоятель Князь-Владимирского собора