Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧЕМ ЖИВ ПРИХОД

Вряд ли приходская жизнь может воссоздаться в прежнем виде. Ведь как раньше устраивался приход? Сначала от деревни посылали ходоков к архиерею, они испрашивали его благословения. Потом строили храм, привозили из своей или соседней деревни кандидата в ставленники, просили архиерея его обучить и рукоположить. Архиерей, если находил достойным, - рукополагал, если нет - требовал других или находил сам. Но обычно священником становился тот, кого община хорошо знала и уважала.

Замечательно не только то, как поставлялись священники, но и то, что хозяйственная жизнь прихода была делом мирян. Теперь мы видим совсем иное: почти везде хозяйственные, восстановительные, строительные скорби ложатся на плечи священника. От этого страдает и богослужение, и окормление прихожан, и здоровье священника. Миряне делают первые шаги в благочестии, молитве, общении с Господом, и кроме своего присутствия в доме Божием для земного существования церкви ничего сделать не могут. Под хозяйственной жизнью мы подразумеваем многостороннюю деятельность прихода, предусмотренную и уставом. Жизнь прихода должна быть средоточием жизни христианского общества. Постепенно приход должен обрастать школами, больницами, богадельнями, приютами и тем, что потребно обществу, и тем, к чему сами прихожане способны. Увы, этого не происходит. Миряне наши очень немощны, и там, где закон церковный предоставляет им право действия, они бездействуют. Но за них-то никто другой не сделает.

Например, есть возможность при приходе создать школу, потому что среди прихожан общины есть полный набор преподавателей. Если бы люди объединились вокруг этой идеи - ради собственных же детей, заметим, - нашлось бы и помещение, все бы устроилось. Тем временем люди, может, и места себе в миру толком не находят, и дети их пропадают. Так мы и сидим: у хлеба и без хлеба. Это касается и многого другого.

Разрушена ткань народной жизни, разрушено чувство общности. Первые шаги человека в вере это чувство не возрождают сразу. Поэтому все общение прихода замыкается на священнике. Кого батюшка ведет, кого знает, тому что-нибудь поручает, предварительно этому научив. Только так что-то и делается.

Православные люди должны относиться к жизни прихода так же, как к своей семье. Можно сказать, что без чувства общности невозможно возрождение христианской жизни в ее историческом течении, а не только в апокалиптическом моменте. Без чувства общности и Россия не поднимется.

Мы должны понять: человек, как правило, не может в одиночку выстоять против такой разнузданной антихристианской жизни, какую мы видим. А если он крепкий человек и выстоит, то воспитать семью, детей, обезпечить себе смену даже в храме - уже не сможет. Если не будет такого исторического бытия Церкви, то настанет конец России, конец истории.

Жить по вере - трудно, и в этом труде противостояния миру греховному православные люди должны друг другу помогать. Ведь один из них - врач, другой - учитель, третий - офицер, они все могут и должны поддерживать друг друга.

Мы, священники более молодого поколения, можем сказать, что по нашему недостоинству вокруг нас должным образом не складываются приходы. Пока не научились любви, со временем научимся, и к концу жизни что-то устроится. Но видим мы, что даже и вокруг опытных священников, которые от доброты уже светятся, собирая множество людей, все равно должной приходской жизни не складывается. Все равно - все к батюшке, все к нему тянутся, все от него утешены, а общества христианского все равно нет. Но они уже и не ставят перед собой такой общественной задачи, у каждого возраста свои задачи.

Священник есть - все есть, священника нет - ничего нет. А как раньше было? В 20-е годы, например. Священников одного за другим ссылали и расстреливали, а приход все время выдвигал новых.

† † †

Прихожанам кажется, что они не участвуют в решениях, определяющих церковную жизнь, что в церковной жизни все решает клир, иерархия, а от них ничего не зависит. На самом деле принимать участие в решениях может тот, кто способен эти решения исполнять. Увы, пока мы можем наблюдать лишь младенческую безответственность мирян.

Если человек желает и способен какое-то дело для храма сделать, именно для храма, а не ради личного прибытка (может, он и должность какую-нибудь при этом получит, но тем не менее, храм - это не место устроения личной жизни, а место умирания и воскресения потом для некоторых), то остальное все устраивается. Работа при церкви - это служение, не общественный статус, не некая близость к духовной власти или к источнику дохода. Людей, способных к такому служению, очень мало, но им очень многое можно поручить. Ведь очень часто священник занимается не тем, к чему призван, и прихожане от этого страдают. Не только потому, что с ними некогда поговорить. Священник должен готовиться к проповеди, ежедневно вычитывать определенные правила, а каноны, богослужебные книги очень многого от священника требуют. Увы, в жизни это часто не исполняется, потому что священник занят хозяйством.

Сейчас священник в девяти приходах из десяти должен иметь свойства и навыки директора малого предприятия. Но и в коммерцию пускаться не должен, иначе ничего у него не выйдет. Если церковь на плохие деньги построена, вечно будет она заваливаться.

Как раньше было - мы знаем. Деревни бедные, избы деревянные, а храм - каменный, построен раз на тысячу лет. До сих пор поглядеть на него съезжаются отовсюду. А ведь построили его крестьяне, простые люди. Все, что у них было, они отнесли в храм. А теперь наоборот: вдоль загородных шоссе стоят трехэтажные кирпичные дома, по размерам - каждый мог бы быть храмом. В то же время строительство церквей затягивается.

Если будет дано нам время, то и приходская жизнь устроится. Милость Божия пока хранит нас, отчего многие неоправданно благодушествуют. А будет ли время - мы не знаем. Но делать будем безотносительно того, осталось время или нет. Потому что к этому деланию мы призваны, а не к унылому и скорбному лежанию на диване с апокалиптическим самооправданием собственного ничегонеделания. Это, самое мрачное и страшное, сейчас очень распространено, особенно среди молодых мужчин.

Никакая жизнь не по вере у нас не устроится. Неудачи со строительством капитализма в России доказывают это.

Будут в приходах люди верные и твердые, вокруг них соберутся и другие. Увы, мы пока не являем такого примера.

Приход - видимое воплощение духовной жизни народа. Чего сегодня в приходе нет, того завтра в России не жди. Приходами прорастает Святая Русь сквозь асфальт глобальных джунглей. Любовь христианская видимо действует или отсутствует в отношениях между прихожанами и через них далее во всем народе. Царские запасы естественного семейного добра между людьми давно исчерпаны по причине умножения беззакония. Но мы надеемся на милость благоутробия Твоего, Владыко.

Александр ЧИСТЯКОВ, священник церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»