Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

ГОЛОСОМ СЕРДЦА

Думается, наши читатели сделают радостное открытие: любимая многими певица Евгения СМОЛЬЯНИНОВА обладает и даром чуткой, нетеплохладной души. Надеемся, вы сочтете полезными ее размышления о современной православной культуре.

- Верующие люди знают, что понятия Россия и Православие неразделимы. Но чтобы сердцем постичь эту истину, надо много потрудиться и пострадать. Святой праведный отец наш Иоанн Кронштадтский называл Россию подножием Божьего Престола. Если бы мы жили с этой мыслью…

Не каждому легко открывается, что такое Родина. Помогают нам понять, чем мы награждены и что можем потерять, люди первой эмиграции. Мой последний концерт в Санкт-Петербурге был составлен из песен на стихи архиепископа Иоанна (Шаховского), Сергея Бехтеева, Александра Вертинского. Увы, патриотизм советский, в котором мы воспитывались, больше походил на гордость нечестивца, согрешившего на глазах всего света. Истинный патриотизм другой, он соткан из молитв, воздыханий, боли и слез. Помните слова апостола Павла: вы куплены дорогой ценой (1Кор. 6,20). Как христиане мы куплены кровью Христа и как русские люди куплены кровью Царственных мучеников, исповедников, новомучеников. Это дает нам, с одной стороны, упование, что Россия не погибнет, а с другой, ко многому обязывает.

Люди, которые покинули Родину в годину испытаний, словно похоронили себя заживо. Не сразу я поняла А.Вертинского. Прошло девять лет с того времени, когда впервые исполнила его песни, но только сейчас появилось желание вернуться к его творчеству. Я приблизилась к пониманию души этого человека, его необыкновенной внутренней скорби, скорби по Бозе. В его воспоминаниях описан такой случай. Студентом Вертинский пел на клиросе, однажды в церкви заболел диакон, и к приезду архиерея некому было читать Шестопсалмие. Вызвался Вертинский, у него была прекрасная память. Всю ночь он учил службу, мечтал, как наденет стихарь, его душа жаждала приобщиться к церковному благолепию. А утром стал примерять стихари - все оказались коротки, он был очень высокого роста. Так и не воплотилась мечта.

Эта история многое открыла мне. В свое время я тоже больше всего на свете мечтала оказаться на клиросе, мне так понятно его устремление. С тех пор словно пелена спала с моих глаз, открылся потаенный смысл его песен. Стало понятно, что за чудное сердце стоит за внешним, слышимым. И я глубоко полюбила этого человека, которого никогда не видела, но чье творчество стало родным.

Есть еще одна причина обращения к песням А.Вертинского. Народу нашему надо соединяться во единой вере, во единой любви, мы же все делимся, доделились уже до молекул. Увидим человека - ищем, словно сектанты, чем он от нас отличается. «Вертинский - неправославный», - говорят. На самом деле есть истинная культура и - подделка.

Эта тема меня очень волнует и не дает успокоиться. Что такое православная культура? Думается, все согласятся, что Богу нужно приносить все лучшее. Увы, на наших глазах складывается серая, безталанная культура, зовущаяся православной,. Быть может, кому-то покажется резким это выражение, но как артист и музыкант, я высказываю свое мнение.

Милость Божия была велика ко мне - меня окружали и учили благородные люди, вспоминая которых, совестно делать что-то вполсилы.

Если человек, не имея ни способностей, ни необходимой музыкальной подготовки, изображает нечто, не имеющее отношения ни к музыке, ни к культуре, то получается, что православная песня исполняется хуже, чем эстрадная. При этом сам человек может быть замечательным - добрым, набожным. На каждую песенку не поленится взять благословение у нескольких священников. А как услышишь его стихи и песни - ноги подкашиваются. Как же так? - думаешь. Это же нечестно. Ведь если человеку талант дан - он же трудится, мучится. Да и легкость озарения приходит, но тяжко она дается. А здесь - человек взглянул на храм или праздника дождался, смотришь - у него уже и про этого святого, и про этого, и на все праздники двунадесятые уже по песне есть, полный набор. На всех вечерах можно выступать. А зритель наш православный - добрый, невзыскательный, все стерпит и всему умилится. И будет думать, что так дела любви творит.

Знаете, хочется сильного слова апостольского, жгущего сердца, открывающего людям глаза на их деяния.

Ведь уже образовался некий плохой образец. Это и неверно понятые песнопения иеромонаха Романа: теперь считается, что любой может взять гитару и петь его стихи. Да он на то и иеромонах Роман - наш современный псалмопевец, он потому и поет, что ему Бог дает. Никто больше так, как он, спеть не сможет. Это его молитва, живой псалом, который на наших глазах рождается. И у меня спрашивают: «Вы не поете песен иеромонаха Романа?» - «Бог с вами, как можно петь то, что вымолено?» Оно спето-то для того, чтобы было услышано, а не для того, чтобы все кому не лень это подхватывали: «О, нам отец Роман еще песню написал». Это очень смущает, думается, что для православных это негоже.

Знаете, у песни монахов Троице-Сергиевой лавры «Слово мама дорогое» - и музыка, и слова - простые, вирши, можно сказать. Но они выстраданы, вымолены. Нет слов, сказанных всуе, поэтому и имеют они силу. И во всех городах, где мы были, ее слушают на одном дыхании, плачут, просят спеть.

Прежде было искусство а-ля рюс, теперь появилось а-ля православие. А ведь нам в наследство досталась великая русская культура. Мы же, словно аборигены какие-то, радуемся фитюлькам, стекляшкам, а сокровища остаются невостребованными. «Пушкин же не писал о храмах, а мы написали», - говорят. Как же можно так о Православии рассуждать?!

Стыдно и больно. Перед Богом, перед неправославными людьми, которые по нам судят о Церкви. Они от этого, может, и не идут в Церковь, что, глядя на нас, не видят истинной жизни во Христе. Ведь наша жизнь, наше дело и есть лучшая проповедь.

Недавно со мной произошла такая история. Я добиралась в храм на раннюю литургию и взяла машину. Водителем оказался восточный человек, теперь их называют кавказцами. Слово за слово, он рассказал мне свою историю. Я узнала, что он, отслужив в армии, вернулся домой к жене и маленькому сыну и через несколько месяцев попал под машину. Когда я поняла, что он провел в больнице три года, то буквально лишилась дара речи. И от самого факта, и от того, как человек к этому относился. Он потерял ногу, одно легкое, перенес травму позвоночника. И все время повторял: «Я счастлив, у меня все хорошо. Жена - хорошая женщина, сын растет. Жив, радуюсь жизни». Его история вызвала слезы, сострадание и - принесла утешение, пробудила внутренние силы. Если бы после своего рассказа водитель перекрестился и сказал: «Слава Богу за все», нисколько бы ни удивилась. Это было настолько естественно, потому что рассуждал он так, как может и должен рассуждать православный человек… Вспомнила книгу митрополита Антония Сурожского о его встречах на войне. Владыка пишет, что много повидал хороших неправославных людей. Они совершали подвиги, отдавали души свои за други своя. В то же время много худого совершали люди верующие. Помню боль, которую вызвали эти слова. Своего подобного опыта у меня прежде не было.

Ни в коем случае не хочу сказать, что не надо креститься, исповедоваться и причащаться в православном храме, а иметь лишь «Бога в душе», как сейчас многие считают. Нет. Просто такие люди - упрек нам.

Вера есть жизнь, а не безвоздушное пространство, вакуум, где ничего не растет и не цветет, где существуют лишь безжизненные схемы постулатов, взятые из Священного Писания, но не оплодотворенные жизнью. Так Кай из сказки «Снежная королева» складывал из льдинок слово «Вечность», а любовь потерял. Искусственные понятия, искусственные воздыхания парализуют волю. Там, где нет свежего воздуха, света, начинается гниение.

Нам Господь заповедал: будьте мудры, как змии и просты, как голуби (Мф. 10,16). Это не значит: глупцы такие лопоухие, как кролики. Придет волк - будет грызть - и ладно, съест - и ладно. Но интересно, что вместо кротости мы при этом проявляем агрессию - попробуй нам что поперек скажи… А мудры, как змеи - это же совсем другое. Это осторожность, воля, сила внутренняя, вдумчивость, целеустремленность, молниеносность. И - беззлобность. Страсть безстрастная.

Господь нам открыл всю жизнь. Православие представляется мне прекрасным радостным садом, где все цветет, плодоносит, благоухает. Где ангелы, святые, Сам Господь Бог - главный Садовник. А не душная изба, где все форточки забиты, где чахнет жалкий цветочек бледно-зеленого цвета. Над ним сидят, а он все не растет и не растет. Над этим чахлым растением можно что угодно петь, какие угодно стихи писать, детей как попало воспитывать. Но хозяин все не хочет вынести цветок на волю, к солнцу и воздуху: «Благодать потеряю». Да благодать-то неотрывна от жизни. Жизнь только благодатью и жива. А мы вырезаем из жизни Православие маникюрными ножничками. Если этого не понять, можно пройти мимо важных вещей, мимо самого Православия. И будучи в Церкви, остаться за ее оградой.

† † †

Душа православного человека всегда стремится к Богу, ищет Его. Как младенец, который все время тянется к матери, зовет ее. Кто как может - кто словом, кто гласом, кто сердцем - кому какой дар дан. Этим порывом к Создателю она и отличается. Поэтому чутка должна она быть ко всякой фальши, ко всякому ложному звуку.

Записала М.Михайлова