Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВЯТАЯ ГОРА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Михаил Талалай давно сотрудничает с газетой «Православный Санкт-Петербург» и уже несколько раз посылал свои интересные корреспонденции о Святой Горе, где по милости Божией ему приходится часто бывать. После его очередного паломничества на Афон мы обратились к Михаилу с несколькими вопросами.

- У православных людей отношение к Афону особое. Замечаешь ли ты, как частый посетитель Святой Горы, какие-либо там перемены?

- Все в мире меняется, за исключением неизменной любви Божией к людям. И Святая Гора, конечно, меняется. Уходят в лучший мир - куда они так стремились - старцы, в монастыри приходит молодежь, если так можно сказать о монахах. Афон действительно помолодел: когда в 1963 году праздновалось его тысячелетие всех поразило отсутствие молодых иноков. Воистину тогда тут установилась геронтократия (кстати, слово «геронтос» значит и «старец», в духовном смысле). Многие писали, что Афон вымирает... Слава Богу, этого не произошло. Молодые святогорцы, однако, имеют иной склад мышления, и хотя они, как и положено, отрицаются от своей воли и стараются изменить свой ум, что-то от современности остается. А сам мир за последние годы очень изменился. И пусть Афон делит весь земной шар на две части: собственно Афон и остальной «мир», эти две части, хоть и разделены охраняемой границей, все-таки сообщаются. «Мир» интересуется Афоном, хочет его узнать ближе, и не всегда в духовных целях, а так, из праздного любопытства. Нарастает поток паломников и, скажем прямо, туристов, - ведь никто не проверяет уровень религиозности посетителей. Уже несколько лет я избегаю посещать Святую Гору в летние месяцы: слишком много здесь людей, несмотря на разного рода ограничения. От этого устают и святогорцы и менее охотно идут на духовное общение, которое, собственно, и есть одна из главных целей святогорского паломничества. С другой стороны, ряд монахов-келлиотов, то есть тех, что живут вне монастырей, начал обеспечивать свое существование за счет паломников. Это, впрочем, существовало всегда: прежде келлиоты изготовляли и сбывали разного рода поделки (и сейчас многие живут этим). Нынче появилась прежде небывалая вещь - извоз, т.е. своего рода святогорское «такси», доставляющее посетителей в самые труднодоступные места. Другая новинка - мобильники, которыми многие вооружились. Кроме того, Афон, или, по крайней мере, его так называемые кириархические, т.е. господствующие монастыри стремительно реставрируется и отстраивается - на средства, преимущественно, Европейского Сообщества. Специальная инспекция наблюдает, чтобы эти стройки не меняли сложившиеся ансамбли, и внешне все остается по-старому. Однако внутри странноприимные дома нескольких монастырей теперь похожи на комфортабельные отели. Тем, кому дорога ветхая старина, это может не нравится. Европейские деньги не доходят, правда, до малых обителей - скитов и келлий. Но их-то обычный паломник и не видит, так как официально можно останавливаться лишь в главных монастырях. Еще одна новость: в афонской столице, Карее, учрежден банк - впервые за тысячелетнюю историю местного монашества. Конечно, следует избегать поспешных суждений - ведь основное содержание Святой Горы, пламенная молитва и тяжкий труд, остается прежним. Меняются некоторые формы...

- Актуален ли лозунг Эсфигменского монастыря: «Православие или смерть»?

- Эсфигмен своего транспаранта с монастырских стен не снял. Он по-прежнему считает себя вышедшим из общего святогорского братства и не поддерживает с остальными монахами евхаристического общения. Такая позиция, отрицающая духовное главенство Константинопольского патриарха, называется зилотством, причем зилоты обитают не только в Эсфигмене, их много и среди келлиотов. Любопытно, что само афонское братство отпадение Эсфигмена не признает, и на собраниях Священного Кинота, органа местной исполнительной власти, за Эсфигмен расписываются, по очереди, представители других монастырей. Так что, хотя «де юре» Афон - это конфедерация двадцати монастырей, «де факто» их девятнадцать. По-моему, крайняя позиция Эсфигмена уязвима. Основная их претензия к Константинополю - переход на новый стиль. Но константинопольские патриархи благословили афонцев жить по старому стилю. Почему же не поддерживать общения с остальными святогорцами? В Эсфигмене мне объяснили, что все остальные - выходцы из «новостильных» греков, и хотя они справляют Рождество Христово по старому стилю, поздравляют своих духовных чад и родных с Рождеством по стилю новому. Подобные крайности противоречат и принципу монашеского послушания. Враг рода человеческого, радующийся любому разделению, вне сомнения, доволен, что он расколол даже Святую Гору. Добавлю, что афонское священноначалие, т.е. Константинополь, пока закрывает глаза на происходящее в Эсфигмене, так как этот монастырь поддерживает достаточно многочисленная греческая Церковь «старостильников». Однако нельзя забывать драматические события 1992 года, когда русское братство Ильинского скита было силой, с полицейскими, изгнано с Афона именно за зилотство.

- Что ты взял и от чего отказался после общения с афонскими старцами?

- Афон в самом деле может изменить многое в жизни своих посетителей, если они к тому расположены, конечно. Собственно, вещи, которым учат старцы, можно узнать и в миру. Однако мирская обстановка и суета мешают нам задуматься о главном: о спасении души. «Спасайтесь!» - призывают старцы, да и сами они не живут, а «спасаются». Говорить о спасении души в миру как-то неприлично: могут принять за безумца. На Афоне же постоянно напоминают, что душа - безсмертна, и что мы ответственны за ее загробное существование. Эти беседы со старцами, вспоминаемые в миру, настраивают на иной жизненный подход, который люди нерелигиозные называют «философским». Поразительно, но старцы сочетают постоянную заботу о судьбах душ (всех людей) с неизбывной веселостью. В миру сложился стереотип о монахах как об унылых, печальных людях. Однако уныние - великий грех, и святогорцы - народ жизнерадостный. «Как можно печалиться» - сказал мне один старец - «если Христос воскрес?». Я часто вспоминаю эти слова.

- Михаил, пользуясь случаем. хочу покаяться, что был введен в заблуждение об истинном положении в Андреевском скиту...

Его скитоначальник, архимандрит Павел, личность яркая и необычная. Вокруг деятельности о. Павла, действительно, возникает немало домыслов. Реставратор по своему светскому образованию, он придумал и осуществил реставрацию икон прямо на Афоне. Монахи ему верят и предпочитают, чтобы принадлежащие им иконы реставрировал их собрат, а не какой-нибудь мирской специалист. Положение у о. Павла непростое: на Святой Горе прежде реставрационных лабораторий не было. К нему приезжают многочисленные ученики, люди в целом благочестивые, но не относящиеся к разряду паломников. Некоторым это не нравится. Кроме того, против о. Павла интригуют мирские реставраторы, у коих он отбивает «хлеб». Есть у него и защитники: Афон многообразен, и монашеский труд тоже.

Если же, Александр, вернуться к твоему самому первому вопросу про изменения на Афоне, то есть радостная новость. Летом 2000 года на Афоне появился новый русский храм. Его построил отец Герасим, по происхождению сибиряк, уединенно живущий в келии недалеко от афонской столицы Кареи. Церковь посвящена прп. Серафиму Саровскому, и в ней уже периодически идут богослужения. Расписали храм наши художники-земляки.

Это первый на Афоне престол, освященный в честь великого подвижника.

Вопросы задавал Александр РАКОВ