Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское Православие

1. РИМСКИЕ КАТАКОМБЫ

За чертой города до наших дней сохранилось древнее кладбище. На поверхности земли от него остались лишь заросшие травою поля, разграниченные массивными кирпичными стенами. На полях время от времени попадаются безформенные остатки античных мавзолеев и надгробных памятников. Под всем этим находится целая сеть в несколько этажей прорытых в земле коридоров, испещренных от пола до потолка боковыми прямоугольными углублениями, напоминающими пустые полки библиотечного хранилища. Кое-где сохранились осколки мраморных плит с инициалами погребенных и знаками их отличия, стенная живопись красноватых тонов, углубления для масляных светильников и обрывки эпитафий, посвященных друзьям, воинам, родным, епископам, детям. Детских гробов огромное количество, особенно младенческих. Это тихое и совершенно к сегодняшнему дню разграбленное хранилище называется Катакомбы.

Их возникновению послужило сразу несколько обстоятельств. Во-первых, резкое увеличение городского населения к концу I века после Р.Х. Во-вторых, к третьему столетию и сами язычники стали отказываться от кремаций, предпочтя им тот способ погребения, который был принят у евреев и христиан. В-третьих, почва здесь состоит из мягких вулканических пород, сравнительно легко копаемых. В-четвертых, согласно римскому закону хоронить умерших разрешалось только за чертой города.

Таким образом, не имея достаточно места на поверхности земли для мавзолеев и семейных склепов, кладбище начали попросту углублять. Сперва существовали на нем только языческие и иудейские захоронения, а с появлением в Риме христиан стали возникать и их могилы, пополнявшиеся во дни гонений мучениками и исповедниками, привлекая к себе наиболее верных, которые собирались над почитаемыми останками, совершая поминовение и преломление хлеба в таинстве Евхаристии. Для этого гробы мучеников устраивались особо, в виде саркофага с горизонтальной плитой, служащей столом, и нишей над нею. Таким образом, катакомбы были также и местом молитвенных собраний христиан. В основном же люди собирались в городе, у тех верующих, которые готовы были предоставить для этого свои жилища. Так устраивались первые церкви, которые, к сожалению, не дошли до наших времен, потому что располагались не на первом этаже, в связи с некоторыми особенностями планировки хозяйственных и жилых помещений тех времен. Известны примеры того, как христиане, владеющие земельными участками, позволяли погребать там своих умерших единоверцев. Так образовывались чисто христианские катакомбы, в отличие от чисто иудейских и общих, смешанных. Чисто языческих уже тоже не могло быть, поскольку семьи часто были смешанные, а хоронил каждый своего родственника в семейной могиле.

До сих пор неплохо сохранились некоторые христианские катакомбы, в которых мы и сегодня видим гробы мучеников и епископов. Например, в катакомбах Прискиллы (Рим. 16,3), начавшихся когда-то с захоронений в подвале дома, владелицей которого являлась женщина по имени Прискилла. Эти кладбища к IV веку очень распространились. Сегодня мы находим в них остатки надписей, которые донесли до нас имена 365 мучеников. Среди них Феликс, Филипп, Крискентий, Приск, Фимит, Пудентиан, Праскедес, Павел, Мавр, Симетрий, папа Максентий (296-304) - жертвы гонений Диоклетиана. Известны также епископы Маркелл (308-309), убитый в дни правления императора Максентия, папа Сильвестр I (314-335), Либерий (352-366), Сирик (389-399), Келестин I (422-432) и Виталий (537-555).

После окончательного провозглашения христианства легальной религией, когда люди стали безбоязненно исповедовать Христово учение, начало развиваться открытое паломничество к останкам мучеников, и многие верующие завещали похоронить себя возле них, чтобы стяжать заступничество угодников Божиих. Благодаря этому христианские катакомбы невероятно расширились в этих очагах, и порой бросается в глаза то, что стены коридоов на несколько метров вверх буквально заполнены гробами. А святые мощи постепенно выносились из катакомб и полагались во вновь открывающихся храмах.

В конце IV века папа Дамаск I привел в порядок все христианские кладбища, подновил старые гробы, систематизировал надписи, уточнил имена и даты, установил новые мраморные плиты и составил каталог захоронений.

Но с течением времени катакомбы стали постепенно забываться, а с IX века и вовсе были заброшены. В XVI веке их обнаружил археолог Антонио Босио, после чего они были совершенно разграблены, и все человеческие останки, находящиеся там, распроданы под видом святых мощей. Разгрому катакомб способствовали также грабители, которые в поисках драгоценностей переломали все напрочь. Нам же остались лишь пустые гробницы, обломки мраморных плит с надписями, фрески, барельефы, кирпичные укрепления, мифы и археологические догадки. Удачно, однако, сохранилась пара мавзолеев, засыпанных, на счастье, во время землетрясения камнями и спрятанных под землей. И конечно же, церкви, выстроенные над местами захоронения особо почитаемых мучеников. С XIX века церковь взяла катакомбы под свою опеку, сделав их местом туристических экскурсий и организовав научные исследования.

Татьяна ВОЛОХОНСКАЯ, Германия, г.Тюбенген