Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Их возникновению послужило сразу несколько обстоятельств. Во-первых, резкое увеличение городского населения к концу I века после Р.Х. Во-вторых, к третьему столетию и сами язычники стали отказываться от кремаций, предпочтя им тот способ погребения, который был принят у евреев и христиан. В-третьих, почва здесь состоит из мягких вулканических пород, сравнительно легко копаемых. В-четвертых, согласно римскому закону хоронить умерших разрешалось только за чертой города.
Таким образом, не имея достаточно места на поверхности земли для мавзолеев и семейных склепов, кладбище начали попросту углублять. Сперва существовали на нем только языческие и иудейские захоронения, а с появлением в Риме христиан стали возникать и их могилы, пополнявшиеся во дни гонений мучениками и исповедниками, привлекая к себе наиболее верных, которые собирались над почитаемыми останками, совершая поминовение и преломление хлеба в таинстве Евхаристии. Для этого гробы мучеников устраивались особо, в виде саркофага с горизонтальной плитой, служащей столом, и нишей над нею. Таким образом, катакомбы были также и местом молитвенных собраний христиан. В основном же люди собирались в городе, у тех верующих, которые готовы были предоставить для этого свои жилища. Так устраивались первые церкви, которые, к сожалению, не дошли до наших времен, потому что располагались не на первом этаже, в связи с некоторыми особенностями планировки хозяйственных и жилых помещений тех времен. Известны примеры того, как христиане, владеющие земельными участками, позволяли погребать там своих умерших единоверцев. Так образовывались чисто христианские катакомбы, в отличие от чисто иудейских и общих, смешанных. Чисто языческих уже тоже не могло быть, поскольку семьи часто были смешанные, а хоронил каждый своего родственника в семейной могиле.
До сих пор неплохо сохранились некоторые христианские катакомбы, в которых мы и сегодня видим гробы мучеников и епископов. Например, в катакомбах Прискиллы (Рим. 16,3), начавшихся когда-то с захоронений в подвале дома, владелицей которого являлась женщина по имени Прискилла. Эти кладбища к IV веку очень распространились. Сегодня мы находим в них остатки надписей, которые донесли до нас имена 365 мучеников. Среди них Феликс, Филипп, Крискентий, Приск, Фимит, Пудентиан, Праскедес, Павел, Мавр, Симетрий, папа Максентий (296-304) - жертвы гонений Диоклетиана. Известны также епископы Маркелл (308-309), убитый в дни правления императора Максентия, папа Сильвестр I (314-335), Либерий (352-366), Сирик (389-399), Келестин I (422-432) и Виталий (537-555).
После окончательного провозглашения христианства легальной религией, когда люди стали безбоязненно исповедовать Христово учение, начало развиваться открытое паломничество к останкам мучеников, и многие верующие завещали похоронить себя возле них, чтобы стяжать заступничество угодников Божиих. Благодаря этому христианские катакомбы невероятно расширились в этих очагах, и порой бросается в глаза то, что стены коридоов на несколько метров вверх буквально заполнены гробами. А святые мощи постепенно выносились из катакомб и полагались во вновь открывающихся храмах.
В конце IV века папа Дамаск I привел в порядок все христианские кладбища, подновил старые гробы, систематизировал надписи, уточнил имена и даты, установил новые мраморные плиты и составил каталог захоронений.
Но с течением времени катакомбы стали постепенно забываться, а с IX века и вовсе были заброшены. В XVI веке их обнаружил археолог Антонио Босио, после чего они были совершенно разграблены, и все человеческие останки, находящиеся там, распроданы под видом святых мощей. Разгрому катакомб способствовали также грабители, которые в поисках драгоценностей переломали все напрочь. Нам же остались лишь пустые гробницы, обломки мраморных плит с надписями, фрески, барельефы, кирпичные укрепления, мифы и археологические догадки. Удачно, однако, сохранилась пара мавзолеев, засыпанных, на счастье, во время землетрясения камнями и спрятанных под землей. И конечно же, церкви, выстроенные над местами захоронения особо почитаемых мучеников. С XIX века церковь взяла катакомбы под свою опеку, сделав их местом туристических экскурсий и организовав научные исследования.
Татьяна ВОЛОХОНСКАЯ, Германия, г.Тюбенген