Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

6. Раскрою я Псалтирь Святую…

«Блажен муж…»

Но в законе Господни воля его и в законе Его поучится день и нощь (стих 2).

Закон Господень - это Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Закон Моисеев и Закон Христов (Евангелие) и их толкование в Святой Церкви (учение христианское). Глубины духовного понятия не исчерпать одним словом. Поэтому свойством языка Библии, ярко представленным и в языке Псалтири, является называние понятия целым рядом слов. Так, «закону» как главному слову соответствуют еще «заповедь, словеса, оправдания, судьбы, путь» и др.

Поучится - это славянское слово имеет точный смысл «навыкать». Оно значит - созидать в себе чистое сердце: «Закон Твой посреде чрева моего» (Пс. 39,9). Наука, о которой идет речь в этом стихе, - не умозрительное знание или учебное упражнение, а духовное делание. Протестантами же это слово понимается прямолинейно, как «изучать», «иметь знание». Ни один русский православный поэт при стихотворном переложении первого псалма слово «поучится» не переложил как «изучал». М.В.Ломоносов пишет о законе Господнем, что блажен муж «сердцем оный соблюдает».

Блажен, кто к злым в совет не ходит,
Не хочет грешным в след ступать,
И с тем, кто в пагубу приводит,
В едином месте заседать.
Но мысль и волю подвергает
Закону Божию во всем,
И точно оный соблюдает
Во всем течении своем…

День и нощь - значит «всегда», постоянно», «днем и ночью». Но это не весь смысл. В этих словах выступает еще одно свойство церковного слова - символизм. День - это время радости, ночь - это время скорби. Апостол Павел призывает и в скорби не слабеть и никогда не угашать духа: «Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите» (1 Сол. 5,16-18). Как видим, М.В.Ломоносов, наш русский гений, и переложил на стихи именно этот смысл: «во всем течении своем», где слово православной гимнографии «течение» и значит «поприще жизни, весь путь от рождения до смерти со всеми скорбями и радостями, со светлыми днями и темными ночами житейских бед».

И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже (которое) плод свой даст во время свое (своевременно): и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет (и все, что он, блажен муж, делает, все успешно) (стих 3).

Древо, лист, плод - символы духовной крепости и зрелости. В седьмом икосе Великого (Благовещенского акафиста Пресвятой Богородице) возглашаем ей как «блаженному мужу»: «Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии. Радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются многие». Образы древа, листа, плода усвоены и русской классической литературой (Г.Р.Державиным, А.С.Пушкиным и др.).

Вода, исходища водные, или источники, родники, символизируют воду животную (жизни вечной), воду пакибытия (обновленного, вечного бытия, т.е. воду крещения).

Лучше всех из поэтов о плодоносящем духовно праведнике сказал М.В.Ломоносов:

Как древо, он распространится,
Что близ текущих вод растет,
Плодом своим обогатится,
И лист его не отпадет.

Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в суд праведных (а также не воскреснут грешники в совет праведных) (стихи 4-5).

Нечестивые и есть грешники, так как первая часть стиха равна по смыслу второй (синонимический параллелизм членов как основной поэтический прием Псалтири для лучшего усвоения смысла). В четвертом и пятом стихах Давид пророчествует о страшной участи грешников, об их вечной погибели, когда они не устоят на суде, не окажутся вместе с праведниками одесную, в числе возлюбленных Господа. Они - прах, то есть пыль и пепел (а в переводе с еврейского «пустое зерно, скорлупа»). Они развеяны по земле уже в этой жизни: «Под нечестивыми могут разуметься иудеи, которые за непочтение Сына рассеяны по лицу земли дыханием проповеди священных апостолов» (Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь). Под землей разумеется также и земля живых в духовном смысле - обители праведников, куда не попадут безблагодатные нечестивцы.

Моисей ничего не говорил о воскресении, пророк Давид первым в священной книге Псалтирь с первого псалма начинает прославлять и воспевать главное событие мировой истории - Воскресение.

Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет (стих шестой, заключительный).

Вторая часть стиха противопоставлена по смыслу первой (антонимический параллелизм членов): Господь ведает, знает, наблюдает, следит и хранит праведников в их земном течении; путь же нечестивых погибнет, отогнется, отклонится от прямого движения человека к Богу.

Путь - архетип человеческого сознания. «Аз есмь Путь», - сказал Господь (Ин. 14,6). Путь к Богу - прямой, простой. Остальное - гибель (отогнутое), лукавство (ср. излучина - изгиб реки, лукоморье), искривление пути. Грешник погибнет как путешественник, сбившийся с пути в безпросветном мраке ночи, среди глубоких снегов безпредельной пустыни. Итак, слово путь имеет не вещественный смысл, а означает хождение, течение всей жизни, угодное или не угодное Богу (см.: Толкование на Псалтирь святителя Иринея).

Праведные выбирают житие (путь) богоугодное, в живот вечный ко спасению, а грешные - жизнь богомерзкую, путь в муку и погибель.

Господь на праведных взирает
И их в пути своем хранит;
От грешных взор Свой отвращает
И злобный путь их погубит.
(М.В.Ломоносов)

Итак, «сей псалом содержит в себе обвинение грешным и советует непрестанно внимать Божественным словесам» (Блаженный Феодорит).

Нина САБЛИНА