Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О вере и спасении

В ЖЕЛЕЗНОЕ ВРЕМЯ

Из классики мы знаем, что знакомство с историей одной человеческой души порой полезнее, чем знание истории целого государства. Особенно важны для нас жизненные пути ближайших предков, сохранивших в годы гонений веру православную. О судьбе Марии Павловны СКВОРЦОВОЙ мы впервые прочитали в журнале «Русский паломник» (№ 18, 1998). Удалось разыскать ее в Петербурге. Сейчас А.П.Скворцова - прихожанка Князь-Владимирского собора, скоро отметит девяностолетие. Мы попросили ее поделиться своими воспоминаниями.

- Жили мы в Костромской губернии. Родители мои были набожными православными людьми. Отец любил читать Священное Писание. Матушка моя Елизавета принимала нищих, убогих, юродивых. Давала приют, кормила-поила их, чем Бог пошлет, жили-то мы небогато. Помню, идет Андрей блаженный с корзиночкой в рваной одежде и кричит: «Мать, иду к тебе в гости». Мама говорит ему: «Иди, иди, Андрюшенька, баню истоплю». В колхоз мама не пошла, и у нас отобрали корову, лошадь - все. Когда горела деревня, мама единственная обошла с иконой дом, и он уцелел. Как сейчас помню ее, уже старенькую, сидит и четочки перебирает.

В юности легло мне на сердце желание сходить в Железноборовский монастырь в 70 км от нашей деревни помолиться, приложиться к мощам прп. Иакова Железноборовского чудотворца. В обители мне очень понравилось: благодать, покой, благоухание, пение ангельское. Я узнала, что в монастыре есть подвижник и прозорливец отец Иоасаф (Сазанов), в схиме Серафим. В церкви услышала шепот: «Батюшка пришел». Прошел он, как солнечный луч просиял. Стали к нему люди подходить под благословение, и я подошла. Полились у меня слезы, стала просить, чтобы батюшка принял меня в духовные чада. О.Иоасаф ласково со мной говорил, дал духовные наставления, четочки и правило. Благословил шить хитон и пальто монашеского покроя. Я была готова отречься от мира. Было мне тогда четырнадцать лет.

Стала я молиться, просить Божью Матерь укрепить меня в скорбях и искушениях. Просила: «Не оставь меня, Владычица, помоги мне, немощной». Враг борол меня. Плачу и прошу: «Прибежище мое, Господи, помоги мне, не оставь мя».

В подкрепление своих немощных сил я часто ходила в монастырь к батюшке. Он меня утешал, ласкал, укреплял, молился за меня.

А потом начались гонения на верующих. Отца Иоасафа сослали на Соловки, где он во время войны погиб.

В наших лесах спасалась отшельница матушка Ангелина. Она была духовной дочерью о.Иоасафа. В миру ее звали Александрой Владимировной Борисовой. Родилась она в 1887 году в деревне Красниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Во время первой мировой войны жила пустынницей в лесу в десяти верстах от Адлера. В 1916 году вернулась в родные места, жила в келейке неподалеку от своей деревни. Тайный постриг приняла с именем Ангелина. Была известна как прозорливая, многие к ней ходили за духовной поддержкой и для назидания. Имела дар исцеления бесноватых. Большевики много раз пытались сжечь ее келью. Придут, подожгут, видят: горит. Они уйдут, а келья как стояла, так и стоит. По ее молитвам была только видимость пожара. Ее забирали, но ничего не могли ей сделать. Господь не допускал до времени. В конце концов матушку Ангелину арестовали. Когда пустынницу вели в г. Солигалич, народ из окрестных деревень выходил ее проводить. Очень ее почитали. Ее арестовали по обвинению в «религиозной пропаганде», сослали в Нарымский край. Из ссылки матушка Ангелина вернулась умирать на родину. На ее похороны приехало много священников. Когда стали опускать гроб в могилку, загремел гром и блеснула молния. Мы испугались - ведь день был ясный. Все плакали. Батюшка благословил нас и сказал: «Скоро наступит железное время, трудно будет всем верующим».

В нашей деревне верующих было много, всем нам разослали повестки. Явилась и я в ГПУ г. Солигалича. После допроса отвели меня в камеру. Там я испугалась. На стенах камеры было написано: Кто не был - тот будет, а кто был - тот век не забудет. Подумала: что я, преступница? Сесть в камере было некуда. Холодно, сыро, лапти мои промокли с дороги. Обсушиться негде. Ночевала на полу. Допросы были каждый день. В обед кормили нас супом на воде с капустой, а на ужин давали хвост селедки и стакан воды. Что будешь делать? Ради Бога надо все терпеть. Батюшка говорил нам: «Чада мои, птенчики мои, когда придет железное время, может, падете в яму, вылезайте и потихоньку ползите-ползите тогда, как червячок, опять упадете, опять ползите. Потому что ни один пророк, ни один подвижник так просто Царства Небесного не достигал. Все падают, все терпят ради Бога». Сидела я не очень долго, потому что не было у меня никаких документов, была я несовершеннолетняя. Не всем выпадает такое счастье, как мне - хоть немного за Христа пострадать.

Отпустили меня, но дома жить было невозможно. Шли лесозаготовки, леса горели. Уехала я в Питер по вербовке на мясокомбинат. На внешность я была неплоха от Бога, стали за мной ухаживать молодые люди. Монашество не приняла, началась революция. Но жила духовной жизнью. Вышла замуж. Матерь Божия не оставляла меня. Я молилась, муж не препятствовал, хотя не был верующим. Детей крестила.

Было тогда великое гонение на веру. Сбивали колокола, кресты, взрывали храмы. Была кровавая битва.

Два раза была я у старца Серафима Вырицкого, он очень ласково меня принял, пожалел. Семейная моя жизнь не сложилась. Женечка наш умер младенчиком от менингита. Я осталась с сыном Олегом. В начале войны, когда немец шел со стороны Вырицы, я была в охране. Потом нас эвакуировали, мы уехали к маме в Костромскую область. После войны вернулись в Питер.

Сын мой вырос очень хорошим, порядочным, умным человеком. Молился, был смиренным, послушным. Ангел, не человек был. Очень мною дорожил. Но однажды его избили, начались припадки, и вскоре он умер. Очень его любила, еле пережила эту смерть.

Сподобил меня Господь побывать во многих святых местах. Была я в Киево-Печерской лавре, прикладывалась к мощам прп.Антония и Феодосия, других угодников Божиих. Множество раз ездила в Почаевскую лавру, в Кременце за Почаевом была у великого старца Иосифа, в схиме Амфилохия. А уж в Загорске была несчетно сколько раз, пела там в хоре, жила подолгу. Бывала в Рижской пустыньке у отца Тавриона на послушании - куда пошлют: и пастухом, и на огороде, и грибы собирала. Получила много духовных назиданий у пустынника, жившего в Печерских лесах. Он говорил, что ему предстоит мученическая смерть - и его убили. И, конечно, в первую очередь, паломничала в Псково-Печерский монастырь, много лет ездила к отцу Иоанну Крестьянкину. Батюшка не благословлял меня на переезд в другую квартиру, а я ослушалась и много претерпела скорбей. Соседи обижали меня здесь, били, выгоняли.

Живу я сейчас неподалеку от Князь-Владимирского собора, все меня там знают: и батюшки, и прихожане. Теперь приближается ко мне потусторонний мир, прошу, не оставьте меня во святых молитвах.

Встречалась Марина МИХАЙЛОВА