Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Существуют в мире и иные цивилизации, опирающиеся на иные ценности. Например, ближайшая к нам западноевропейская, католически-протестантская по своим истокам, цивилизация. Исходя из традиции римского права и рассудочного истолкования евангельского благовестия, она прежде всего ценит логику и закон. Рационально-юридическое начало лежит в основе католической веры, начиная с догмата о filioque (исхождения Духа Святого «и от Сына») и кончая догматом о непогрешимости папы, который неоправданно возвеличивает человека перед лицом Бога. Западная цивилизация уже с эпохи Возрождения несет человекобожеский характер. Во времена Просвещения это называлось царством разума, потом - гуманизмом, сейчас - открытым обществом, демократией, либерализмом, плюрализмом - имя им легион. Все это - определенное истолкование евангельского благовестия. В конечном итоге, теперь в протестантизме уже каждый сам себе священник, сам себя исповедует и грехи отпускает.
История же русской православной цивилизации началась с принятия христианства совершенно иным образом. Вспомним «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Он впервые в русской богословской мысли противопоставил представлению о христианстве как о Законе, формальном правиле - его сердечное приятие. Отсюда возникает другой путь осуществления христианского благовестия, которое попыталось пройти Православие в целом и православно-русская цивилизация - в частности. Православие обращается прежде всего к сердцу, а не к разуму человека. Но и ум человеческий воцерковляется в Православии, которое рассматривает человека целостно.
Поэтому и история России складывалась иным, отличным от Западной Европы образом. Русская история - это постоянный диалог с Богом, беседа души народа с Господом. Русский народ нередко впадал в страшные грехи, в крайности. Но можно сказать, что почти всегда грехопадения были не столько отступлением безбожника, сколько испытанием верующего человека. Много раз казалось, что России не будет: во времена татарского нашествия, в Смутное время, в никоновскую реформу, во времена петровских преобразований, наполеоновского нашествия, в революцию и Великую Отечественную войну.
В XVII веке Русская Православная Церковь была ослаблена расколом, позднее превращена Петром почти в департамент империи. В результате - напряженная русская духовность искала и находила для себя разнородные, в том числе еретические и оккультные способы выражения.
Наиболее близка нам во времени советская эпоха. Отношение к этому периоду противоречивое. Остановимся на нем подробнее. Думается, Россия царская за год стала страной победившего коммунизма именно потому, что в русской традиции пролетарский коллективизм был истолкован как соборность. Последнее слово западного либерального прогресса - научный коммунизм - Россия в конце концов сумела преобразить в соответствии со своим менталитетом. «Перманентная революция» колхозов и коммунальных квартир - не продукт ли это той экзистенциальной безбытности, о которой писали в свое время Александр Блок и Осип Мандельштам? Ушанки, ватники, красные косынки - весь внешний облик советского человека 20-50-х годов - не искаженный ли это образ юродивого, о котором применительно к России писали Тютчев, Хомяков, Владимир Соловьев, прозревая в нищете ее смиренной то уничижение, которое паче гордости? Русские люди отдали зе1мли и фабрики генералиссимусу, но в глубине души они ощущали, что коренные ценности сущего не могут принадлежать никому лично, что они Боговы, и по этой причине пусть скорее будут отданы в распоряжение государству, чем тому или иному миллионщику. Это стремление отдать свое (подлинно мое - то, что я отдал, по слову прп. Максима Исповедника) красной нитью проходит сквозь Русь советскую, хотя вся марксистская идеология требовала как раз взять чужое.
Православный Крест незаметно, но упорно прорастал и сквозь петербургский миф, и сквозь мифологию «научного социализма». Вплоть до 80-х годов XX века у нас сохранялись призывы к борьбе за выполнение плана и за чистоту улиц, поднимающие прозаическую техническую задачу до уровня софийности мирового хозяйства. Таким образом, советская власть - измененная форма борьбы за правду и соборность. Высшей точкой русско-советской цивилизации была победа над оккультным гитлеровским рейхом и выход человека в космос. Была создана крупнейшая в истории России империя с центром в Москве, западной столицей Берлином и восточной - Пекином.
Несомненно, что сейчас Россия переживает один из самых острых моментов своей истории. И есть вероятность того, что мы его не переживем. Все тварное без воли Божией обречено на поражение. Только рука Всевышнего может удержать что-либо из текущего потока. Пал древний Израиль, пали Римская и Византийская империи. Несомненно, закончит свое существование современная сверхдержава США.
Россия как православная цивилизация дольше других сопротивляется антихристианской апостасии. Лишь это вселяет надежду. Спаситель никого не заставляет жить по правде, он тихо зовет. В России этот зов еще слышен, в отличие от западной цивилизации, где человек полностью включен в некую машинную структуру, («мировой человейник», по меткому слову А.Зиновьева), действующую по типу компьютера. Если человек подчиняется неким правилам, то живет удобно, комфортно и хорошо. Если же нет, то выкидывается на обочину жизни. Компьютерная реальность уже заменяет жизнь: кибервоины, киберсекс, виртуальные пространства, в которых не существует различий между верхом и низом, правым и левым, добром и злом, Богом и сатаной - оно просто отрицается. Все большая и большая часть человечества включается в эту виртуальную реальность. Россия до сих пор живет вне этих правил, она еще не стала компьютеризованной реальностью. Ее духовная сущность всячески сопротивляется превращению в некую формально действующую систему.
Поэтому жить в России трудно. Каждый живущий в России должен это понимать. Мы знаем, что за все надо платить. Кому это не по силам, можно искренно посоветовать поскорее уезжать в Нью-Йорк, Хайфу, Париж. Здесь всегда было тяжело. Ходить пред Богом - это вообще трудно. В подсознании русского народа еще живет христианский идеал. Может быть, особые трудности нашего нравственного, эстетического, политического существования связаны с тем, что для русского сознания очень трудно выдержать переход от взлелеянного в душе христианского идеала к низменной, криминальной, пошлой буржуазной реальности. Возможно, причина неблагополучного существования России - в ее нежелании и неспособности удобно устроиться на земле. Вспомним знаменитое русское странничество.
Не исключено, что Россия не выдержит конкурентной борьбы в рамках буржуазного мира. И наступит русский Апокалипсис. Христианин должен быть готов к такому исходу истории. Священное Писание открывает нам: восстанет народ на народ и царство на царство и по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь. Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки, ожидая, когда это произойдет. Каждый из нас, пока жив, не сказал своего последнего слова.
Если Россия вступит на либерально-демократический путь, то войти в мировое капиталистическое хозяйство она сможет только в качестве сырьевого придатка. Вкладывать деньги в русскую промышленность невыгодно по нескольким причинам. Имеют значение географические условия, низкая среднегодовая температура. Наши сырьевые источники очень удалены, их доставка, добыча требует больших вложений, что невыгодно капиталу. Значит, капитал найдет в другое место, где получит наибольшую прибыль. И никакие юридические нормы не смогут изменить этого закона.
Не исключено, что на землях некогда Святой Руси будет со временем проживать выродившееся наркотизированное население, задачей которого будет обслуживание нефтяных вышек, шахт. Население будет доведено до 50 миллионов человек, что уже активно проводится. Препятствием на этом гибельном пути пока является достаточно высокий уровень образования в России.
В эпоху советской власти за счет гигантских усилий всего народа, благодаря его жертвенности, был создан огромный промышленный, научный потенциал. Последние десять лет страна живет (в основном 5-7 процентов элиты) за счет разворовывания нажитого трудом всего народа богатства. За последние годы из России на Запад были переведены сотни миллиардов долларов. Это полное разграбление страны. Мы знаем, что сорок процентов населения существует на грани бедности.
Единственный путь, который мы можем желать России - вхождение в мировое сообщество в интересах самой России. Это потребует колоссальных усилий, прихода к власти православно-патриотических сил, отдающих себе отчет в природе русской цивилизации, ее представлениях о правде и истине. Изменения на этой основе тех отношений, которые до сих пор складываются как криминальные. Овладения концептуальным оружием: ТВ, радио, газетами. Необходимо установление государственного контроля за главными финансовыми потоками, создание условий для возврата награбленных капиталов в Россию. Требует изменения ситуация, когда 5-7 процентов криминального капитала контролируют всю огромную страну. Возможно, потребуется нечто вроде НЭПа на первых порах. Ведь и на Западе отношения между капиталом и государством отнюдь не так однозначны, как это подается нам либерально-демократической прессой.
Новая элита, которая пришла к власти в Москве, вселяет надежду на то, что изменения возможны.
† † †
Можно сказать, что общество наше расколото на три-четыре основных типа, которые поразительно совпадают с образами трех братьев Карамазовых Ф.М.Достоевского: Алеши, стремящегося к святости, численно наименее представленного, но наиболее полно представляющего саму суть русской души; Ивана - индивидуалиста, бунтаря, в чем-то атеиста; и, наконец, Мити, воплотившего в себе русский разгул. Увы, в нашей новой буржуазии очень часто проявляются черты отвратительного Смердякова.
…Думается, нашим верующим читателям излишне напоминать, что будущее нашей великой России зависит от каждого из нас. От наших молитв и трудов.