Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское Православие

ПРЕД СТОКГОЛЬМСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Стокгольм расположен на островах между озером Меларен и Балтийским морем. Издавна озеро, протянувшееся более чем на 300 километров и богатое островами, было важным торговым путем. Для прохода кораблей через пороги построили шлюзы. Здесь, у шлюзов, а по-шведски Slussen - одно из красивейших мест Стокгольма: простор, вода, пароходы, мосты, вид на Старый город.

На Слюссене, к югу от старого города, в середине XVII века русскими купцами был построен Русский гостиный двор, где располагалась домовая русская церковь (сейчас здесь историко-краеведческий музей Стокгольма).

Неподалеку возвышается гора Марии - Mariaberget, где сохранился квартал жилой застройки XVIII века. На вершине горы - самая старинная церковь этого района, лютеранский собор св. Марии Магдалины, чьи колокола, отлитые еще в 1430 году, звучат и поныне. Если от собора пройти вверх по улице Беллмансгатан, то в глубине церковного двора можно увидеть скромное одноэтажное здание. В нем находится наш приход во имя прп. Сергия Радонежского. Он был зарегистрирован в 1997 году по просьбе проживающих в Стокгольме православных русских. Два года назад по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II священник Александр Пискунов начал регулярные богослужения. Помещение у нас небольшое, его можно измерить несколькими шагами. Внизу - храм, а под крышей - библиотека.

Иконы алтаря написаны в России, среди них - лик прп. Сергия Радонежского, небесного покровителя нашего прихода. В центре - аналой с иконой праздника. Справа от алтаря - канун. На стенах - иконы, новые и старые, а одна - особенная, о которой надо рассказать подробнее. Располагается она на южной стене и появилась в церкви недавно. Это Стокгольмская икона Богоматери. Ее история тесно переплетена с великой святыней земли Русской - Тихвинской иконой Богоматери, явившейся еще в XIV веке над берегом реки Тихвинки.

В 1613 году Тихвин стал центром военных действий. Шведский главнокомандующий Якоб Делагарди привел к Тихвину свои полки и приказал сравнять монастырь с землей. Трижды шведские войска осаждали монастырь, но Царица Небесная не оставила милостию Своею осажденных, поражая страхом врагов, которым со всех сторон мерещились наступающие на них войска. Шведы решили, что это - подкрепление русских, и они повернули обратно. Вскоре между Швецией и Москвой был подписан Столбовский мир. При его подписании был список Тихвинской иконы Божией Матери. Летопись повествует нам, что с тех пор «бысть тишина царству Российскому». Так стала Тихвинская икона Богоматери защитницей и покровительницей православных в отношениях со шведами.

По заключении Столбовского мира наладились прочные торговые связи между Россией и Швецией. Однажды в 1670 году домой из Стокгольма возвращались морем русские купцы. С тобой у них был список Тихвинской иконы Божией Матери. Это был небольшой, приобретенный в Стокгольме образ размером с ладонь, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Начался шторм, и в страхе купцы молились перед иконою. Они благополучно прибыли в Тихвин, где икону встречали колокольным звоном. Чудесное спасение купцов во время шторма послужило тому, что икону стали называть Стокгольмской. Она была выставлена для поклонения в Спасо-Преображенском соборе Тихвина. Последний раз икону Богоматери Стокгольмской видели там в 1928 году, а затем она была конфискована и следы ее затерялись.

…Надо ли говорить, как мы все были рады, когда появилась в нашем храме икона Богоматери Стокгольмской. В нашем приходе есть люди разных национальностей. Кто-то из нас живет в Швеции дольше, другие меньше, одни работают, другие неустроены, и каждому необходимо заступничество Богоматери.

Недавно из России приезжал иеродиакон Серафим, чтобы дописать недостающие иконы праздничного чина. Отец Серафим провел занятия иконописной школы для прихожан нашего храма. Все желающие смогли получить уникальный опыт: пройти весь путь рождения иконы - от изготовления левкаса до покрытия олифой, в строгом соответствии с древней византийской техникой. Обыкновенные люди с молитвой и Божией помощью приобщились к иконописи. Тот, кто сам не решился написать икону, стал свидетелем рождения Образа, восходящего к Первообразу. Думается, люди надолго запомнят это время.

По воскресеньям после Божественной литургии мы собираемся на чаепитие в библиотеке, где у нас есть книги на русском и шведском языках: Библия, Псалтирь, другая богослужебная и православная литература, русская классика. Часто русские берут книги на шведском, чтобы почитали их родные, которые принадлежат к другим христианским конфессиям.

Работает кружок церковного пения. С тех пор, как у нас появилась регент Юлия, хор зазвучал еще слаженнее. Часть службы идет по-церковнославянски, часть - по-шведски. Хор подпевает на тех же языках. Некоторые певцы по-русски не говорят, а на церковнославянском поют.

В этом году мы совершили паломничество в город Эскильстюна, в храм св. благ. кн. Анны Новгородской, принадлежащий Сербской Православной Церкви. С этим приходом нас связывает давняя дружба. В поездке с нами была матушка Ксения (Янхунен), монахиня Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря из города Коломны под Москвой. Как тепло рассказывала она нам в автобусе, что при их монастыре создан приют для детей, а Валентина Терешкова подарила им верблюжонка.

Отец Александр и отец Серафим служили в сербском храме вместе со священниками прихода святой княгини Анны, среди которых есть и шведы, и сербы. Божественная литургия совершается здесь на шведском языке. По происхождению эта святая - шведка, старшая дочь короля св. Улофа Шетконунга, Ингегерд, во святом крещении Ирина. Она стала супругой великого князя Ярослава Мудрого, сына св. равноап. кн. Владимира, вырастила семь сыновей и трех дочерей. При ее жизни в Новгороде св. блгв. кн. Владимиром Ярославичем, сыном св. Анны, был заложен каменный собор Святой Софии Премудрости Божией, а близ него построен великокняжеский монастырь. Перед своей кончиной княгиня Ирина приняла великую схиму с именем Анны, первой из русских княгинь подав пример монашеского пострижения.

Эта поездка оставила не только сильное впечатление от необычайной торжественности совместного служения многих - разноязыких - священнослужителей, но и подарила теплые воспоминания от задушевных бесед в дороге, сердечности и радушия приема хозяев - протоиерея Игнатия Эка и матушки Карин, побудила обратиться к агиографической и исторической литературе.

Как глоток свежей родниковой воды была для нас выставка картин архитектора, художника и поэта Валерии Рыбниковой «Обители», размещавшаяся в нашей библиотеке в течение нескольких недель. Ее прозрачные акварели: храмы, шведская и русская природа, - создавали такое настроение, которое как нельзя лучше соответствовало нашим беседам с отцом Александром. После службы он открывал «Жития святых» и читал нам о тех людях, чью память мы праздновали в этот день. А с акварелей смотрели на нас купола Ипатьевского монастыря, его стены, розовые в лучах тихого заката.

Валерия Рыбникова живет на Волге, в Костроме, приезжала в Швецию писать природу, серо-голубые скалы. В картинах художника каждый видел что-то свое. Они вспоминали Россию, другие задумывались, что Господь - в каждом своем творении, и всюду - Обители Его…

Людмила ЛАНДЕЗЕН, председатель церковного совета, Стокгольм, Швеция