Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

5. Раскрою я Псалтирь Святую…

«БЛАЖЕН МУЖ»

Псалом первый - начаток и основание всех псалмов. Пророк научает нас приближению к Богу, творению богоподобных добродетелей, приводящих к блаженству жизни вечной. «Намерение пророка состоит в том, дабы показать, что блаженство как в будущей, так и в настоящей жизни не сообщается, как токмо людям праведным, исполняющим закон Господень» (святитель Ириней. Толкование на Псалтирь).

Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе.

Сразу же узнаются начальные слова песнопения вечерни с их троекратным «Аллилуйя», успокаивающие ум и сердце после дневного труда.

Что же значит быть блаженным? В полной мере блажен лишь Бог: Он - «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6, 15). Следовательно, Давид начинает Псалтирь «из вершины источника», как говорят музыканты, - а именно с пророчества о Господе Иисусе Христе.

Характеристика блажен усвояется и творению Божьему - человеку как сотворенному по Его образу и подобию. Блажен всяк слышащий Слово Божие и хранящий Его (Лк. 11, 28). Блаженная жена - это Пресвятая Богородица, Которую ублажает Православная Церковь. Слово «блажен» и образовано от глагола «блажить», т.е. «ублажать, прославлять». Блаженный - это еще и чин святости в Православной Церкви. Блаженными именуются юродивые, например, св. блаженный Василий Московский, св. блаженная Ксения Петербургская, которую еще зовем «мужеумная Ксения». Мнимым безумием они обличают безумие мира, посрамляют премудрость века сего.

В церковнославянском языке слово «блажен» гранями своих многообразных смыслов близко словам «нищ - прост - прям - смирен - кроток - целомудрен - юрод». Блаженство - это высшая степень духовного наслаждения.

С другой стороны, в мирском языке «блажь» - это дурость, временное помешательство. «Я из тебя блажь выбью» или «Что ты блажишь?», «Блаженный какой-то», - слышим в обыденной речи. Церковное слово «блажен» возвеличивает духовное значение, противополагает его земному, обыденному.

Неумеренные радетели за опрощение и снижение церковнославянского стиля предлагают начинать Псалтирь словами «счастлив человек» вместо «блажен муж». Но счастье есть часть, доля при дележке тленных земных благ. Это процесс дробления целостного мира, разъедание, расчленение которого началось грехопадением. Такая «псалтирь» ничего общего с Давидовой уже не имеет, т.к. душа человека получает блаженство и исцеление (целостность) лишь в стремлении к Творцу:

Земное счастье мне давалось,
Но я его не принимал:
К иному чувство прорывалось,
Иного счастья я искал!
(Ф.Н.Глинка, 1826 г.)

А вот как обличает мнимость земного счастья А.В.Кольцов:
Не тот счастлив, кто кучи злата
Сбирает жадною рукой
И за корысть родного брата
Тревожит радостный покой:
Не тот, кто с буйными страстями
В кругу прелестниц век живет,
В пирах с ничтожными глупцами
Беседы глупые ведет…

Три глагола в первом стихе называют три действия, не подходящие для блаженного мужа. Отрицания в них подобны скрижалям Ветхого Завета: «не убий», «не укради» и под. Так и здесь: блажен муж, иже не иде (не шел и не идет)…, не ста (не встал и не стоит)…, не седе (не сел и не сидит). Глаголы указывают на три степени укоренения в грехе: ходить (воля еще колеблется), стоять (выбор сделан, воля направлена ко греху), сидеть (укорениться во грехе, дойти до последней степени зла).

Нина САБЛИНА (Продолжение следует)