Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

25 ноября - память Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха

Интервью с протоиереем Иоанном МИРОНОВЫМ, духовником газеты

«МОИ ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ЧАДА»

- Батюшка, многие верующие люди ищут и не могут найти себе духовного отца. А вы мне говорили, что ваши чада - это те, за кого вы молитесь. Значит, просто подойти к вам, испросить молиться - и станешь вашим духовным чадом?

Господь говорит: ищите и обрящете, стучите и отверзится вам. Вот так и здесь, кто желает, тот находит. Придет, помолится один раз, другой. Душа человеческая - потемки, но она чувствует искренность, особенно искренность священника. Если священник искренен, человек это чувствует, и прилепляется к пастырю. Потому что его душа соединяется с душой священника и раскрывается этому пастырю. Господь сказал: кто откроет дверь, я войду и Вечерю сотворю. Так и в духовном делании. Раз человек открывает тебе свое сердце, то становится твоим духовным чадом, доверяет тебе свою жизнь. Ко мне тысячи людей приходят. После исповеди еще несешь домой мешок грехов. Читаю их по несколько часов. Надо знать каждого человека. Некоторые перечисляют грехи с семилетнего возраста. Говоришь: «Может, уже каялись в этом, так не надо» - «Нет, батюшка, лучше покаемся, чтобы наша душа успокоилась».

- Будучи вашим духовным чадом несколько лет, я понял, что духовничество - труд обоюдный, и быть духовным чадом не так просто, как казалось вначале. Какие требования вы предъявляете к духовному чаду?

- Духовное чадо должно быть послушным. Даже пословица есть: бодливая корова все стадо портит. Когда стадо мирно пасется, пастушок может и отдохнуть, и посидеть. А когда видишь, что человек не исправляется, видишь, что у него что-то не получается в духовной жизни, - тут не до отдыха. В день, когда нет службы в храме, иногда отвечаешь на сто телефонных звонков. У одного - операция, у другого - внук пропал, у третьего - сын захворал, кто-то умер. Надо каждому ответить. Я где-то читал, что если священник не слушает человека, который к нему обращается, то и его молитв Господь не услышит. Пастырь должен быть очень внимательным. Особенно, когда идет служить Божественную литургию, молится за всех-всех, более всего за своих духовных чад. Я стараюсь молиться и о благодетелях, и о труждающихся, и об обремененных в больницах, темницах. Много очень писем приходит из тюрем, многие там нуждаются в окормлении. Я очень рад, что наши пастыри о.Владимир Сорокин, о.Александр Григорьев, о.Николай Тетерятников сейчас стали окормлять тюрьмы. Это великое дело.

- Батюшка, какими же все-таки вы хотели бы видеть своих духовных чад?

- Отвечу словами оптинского старца схиархимандрита Моисея из его письма духовному чаду: «Прямая овца не имеет рог, не имеет гласа противу пасущаго ее, не бодается, не брыкается и не кусается. На пасущаго не злобится, хотя бы он и наказывал ее, не противоречит, не ругается и никак никого не злословит. Пасущаго же во всем слушает, пред ним спокойно и благонадежно ходит и из пределов его не выступает; особливо чуждаго гласа не слушает и по чуждым не ходит. Гласа же пасущаго ее так слушает и так следует ему, что никакого предрассудка не имеет, и, хотя бы на беззлачном месте, хотя бы на болотном ее пас, не ропщет, не злоречит и не жалуется на него».

- Правильно ли утверждение, что чем раньше у новоначального появится духовный отец, тем спасительнее для него? Или верующий должен сначала хотя бы немного подрасти сам?

- Правильно сказал: чем раньше духовный отец появится, тем лучше. Сколько было у меня молодых людей, они теперь уже - кто священник, кто дьякон, кто иеромонах. Потому что рано прилепились к пастырю, а потом возрастали от силы к силе. Очень важно, когда человек живет по послушанию духовника. А кто надеется на свои силы, тому тяжело.

- У вас сотни, даже тысячи духовных чад. Все они разного социального, иерархического, осразовательного, возрастного уровня. Каждому полезно только для него составленное лекарство?

- Евангелие у нас одно, а исцеления все получают по-разному. Помните, слепому Господь сказал брением помазать очи, грешница услышала: иди и впредь не греши. Каждый получает свой совет. Нужно учитывать и возраст, и образование, чтобы каждому дать необходимый ему совет.

- Помню, как вы назначили очень мягкую епитимью сотруднику редакции за серьезный проступок. И она оказалась действенной. Я же требовал более строгого наказания. В чем моя ошибка?

- Мы должны стремиться не к тому, чтобы наказать как можно строже, а к тому, чтобы человек почувствовал, что он виноват. Если это произойдет, то и небольшое наказание покажется этому человеку большим. С одним из моих духовных чад был такой случай. Он самочинно делал пятьсот поклонов в день, а я ему сказал: «Не надо пятьсот, делай тридцать». Приходит, говорит: «Не могу тридцать сделать, сократите, батюшка». А от себя делал пятьсот и не уставал. Жестокой епитимьи я не даю, а стараюсь - по силам. Стареньким, немощным разрешаю иногда и сидя покаянный канончик прочитать. Здоровеньким поклончика два-три, редко когда пятнадцать-двадцать. Нельзя человека воспитывать только наказаниями. Если я буду каждый день ребенка наказывать, то он привыкнет к наказанию. Надо так учить, чтобы обходиться без наказания. Помню, бывало, отец только посмотрит в мою сторону, уже чувствую, что что-то неверно сделал, провинился.

- Дорогой батюшка, знаем, что не послушники мы все, а ослушники, а вы все равно за нас молитесь, нас любите и все прощаете. Но есть чада, от которых вам приходится отказаться?

- Я ни от кого не отказываюсь. Если только человек сам, по своей воле хочет отойти, отпускаю. У меня были такие случаи. Приходит чадо и говорит: «Мне неудобно, у вас народу много…» Хотя я уже давно знаю этого человека и ему уже не нужно все объяснять, он сам должен идти заповедями Божьими. Приходится отпустить человека: «Иди с Богом». Через месяц-другой бежит: «Примите назад, батюшка!» Принимаешь, конечно, вспоминая слова: Приходящего ко Мне не изгоню вон (Иоан.6,37). За духовным советом отправляю чад к отцу Гермогену (Муртазову), когда принимал отец Николай Гурьянов - к нему, к отцу Кириллу (Павлову), к отцу Кириллу (Начису).

- И все же, что делать людям, у которых нет духовного отца: идти в ваш переполненный приход, чтобы попросить ваших молитв, или дерзновенно молиться самим о низпослании духовного отца?

- Повторюсь: ищите и обрящете. Искать надо, не останавливаться. У нас в Петербурге очень много хороших пастырей, которые трудятся и днем и ночью. Есть и молодые усердные батюшки, во всех храмах есть хорошие священники.

- Батюшка, можно вас попросить сказать какое-нибудь слово назидания, утешения для людей, которые еще не обрели духовного отца. Быть может, у них сейчас большая скорбь…

- Нет такой скорби, в которую Господь не вливают хотя бы малую долю утешения. Он не сразу отнимает боль от нашего сердца - она нужна и полезна нам, но Он облегчает ее своим присутствием. Будем только стараться ловить эти светлые лучи, проникающие к нам.

В любви матери, столь естественной и знакомой каждому из нас, Господь олицетворяет для нас любовь Свою ко всякому человеку. Какая любящая мать не принуждает себя иногда огорчать своего ребенка, подвергая его наказанию или лишая удовольствия, когда она знает, что такое лишение должно послужить ему на пользу. Ребенок плачет, его маленькое горе кажется ему несправедливым, невыносимым, и сердце матери болит при виде этого горя, но имеет в виду благо ребенка, которое для нее дороже всего на свете… Как часто в нашем горе мы бываем похожи на безрассудных детей. Мы плачем безутешно, нам кажется, что послание нам страшное испытание могло бы миновать нас, что оно выше наших сил, и мы не осознаем того высшего блага, которого мы приобретаем для вечности. Наверное, любящий Господь в Своем безконечном милосердии жалеет нас не меньше, чем самая нежная мать. Несомненно и для нас - придет час, когда печаль наша обратится в радость. Мы поймем тогда, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас.

- Батюшка, мы знаем, что вы любите духовную поэзию. Прочитайте что-нибудь.

- А вот послушай мою любимую молитву Божией Матери:

Мира Заступница, Мати всепетая!
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой.
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги, -
В трудный час жизни, в минуту страдания
Ты мне, молю, помоги.
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи;
В Царство Небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи.
- Мы тоже хотим подарить вам стихотворение:
Отвести тревоги и напасти,
Проповедь живую преподать -
На амвон выходит добрый пастырь,
И на души сходит благодать.
Столько теплоты в лучистом взоре,
Так слова доходчивы, просты,
Что сердца смягчаются, и горе
Тонет в море отчей доброты.
Наступает новое столетье.
Пусть же в новый век и в новый год
Весь народ церковный многолетье
Дорогому батюшке поет.
Многая и благая лета нашему дорогому отцу Иоанну!

Внимал Александр РАКОВ