Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4.Раскрою я Псалтирь Святую…

«Помилуй мя, Боже»

Пятидесятый псалом содержит все три вида наших молитв ко Господу: покаянное прошение («Помилуй мя, Боже...», стихи 3-6); благодарение за исполнение прошения: «Слуху моему даси (Ты дашь) радость и веселие» (стих 10); прославление Творца и хвала Ему за правду Его суда, за безконечную милость и мудрость («Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти» - Твои слова - правда, а мне на суде нечем и оправдаться).

Как плоды покаяния, царь и пророк Давид дает обеты. Обет первый. Учить грешников путям Божиим: «Научу беззаконныя (беззаконных) путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» (стих 15). Обет второй. Прославлять, хвалить и благодарить Господа: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (хвалу Тебе)» (стих 17). Эти строки составляют малое славословие в Православной церкви, они начинают утреню. Третий обет. Постоянно помнить и плакать о своих грехах: «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (всегда, стих 5). Пятидесятый псалом входит в утреннее молитвенное правило христианина, а также во многие другие христианские молитвословия.

Словесное мастерство Давида в построении псалма являет пример мужества, смирения, благородства, искренности и подлинного величия духа. Мысли его возвышаются кольцеобразно, с повторами и восклицаниями, т.к. он не равнодушен к тому, о чем он поет в псалме.

«Так чего же хочет Давид?» - этот вопрос многократно повторяет св. Иоанн Златоуст, который с особенной основательностью предлагает нам благоухающую духовную трапезу - беседу о богатстве душеполезных и спасительных мыслей пятидесятого псалма.

Так чего же хочет Давид? Очищения грехов и помилования? Но он уже их получил, ведь пророк Нафан изрек: «Отъя Бог беззаконие Твое».

Он хочет полного изглаждения (исключения, уничтожения) грехов: «Наипаче (т.е. наиболее, особенно) омый мя от беззакония моего» (стих 4). Пророк возвращается к этой мысли еще дважды: «Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего» (стих 16). «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче (более) снега убелюся» (стих 9). Иссоп - кропильная трава у древних евреев, слово это является символом - оно несет образ спасительных страданий. Посредством иссопа евреи в Египте избегли руки всегубителя, окропив кровью агнца косяки дверей. Губка из иссопа явилась одним из предметов, связанных со страданиями Господа на Кресте. Образ иссопа в пятидесятом псалме взят Давидом как пророчество о даре крещения, через которое дается благодать облекаемым во Христа. Именно ее, этой благодати, желает, предвосхищает ее и предчувствует пророк Давид.

Чего еще хочет Давид? Снисхождения. Он преклоняет Господа к состраданию, вспоминая греховный характер нашего рождения: «Се бо (ибо вот) в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди (во грехах родила) мя мати моя» (стих 7). Здесь Давид просит о пощаде, т.к. рождение наше неестественное, греховное. Все мы пьем из зараженного источника. «Так дают спасательный круг путешествующему по водам... Когда природа в падшее состояние пришла, а расплатой за грех стала смерть, Господь, чтобы сохранить любимое детище - человека - дал ему способ размножения, как у всех животных», - так рассуждает В.Н.Лосский в «Догматическом богословии».

О чем же еще просит Давид? Он желает очищения Духом всего состава своего: слуха, костей смиренных , утробы, уст и устен (устне - губы, двойственное число) и главного духовного органа - сердца. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (стих 12). «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (стих 13). «...И Духом Владычним утверди мя» (стих 14). Именно Духом Святым, или Духом Владычным вдохновлены все без исключения псалмы Давида. Он познал величие Творца и красоту Его истины: «Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» (стих 8: «Ты, Господи, явил мне многие неизвестные тайны Твоей премудрости»). Давид боится потерять пророческий дар, ту благодать, которая отступает, как голубица, видящая нечистоту. Господь возвращает Давиду благодатный дар, и он сочиняет еще сто хвалебных псалмов, в которых пророчествуется о самых различных сторонах Божьего Домостроительства.

Уже с первых псалмов Давид начинает учить о новозаветной жертве - жертве хвалы Господу, жертве чистого сердца. «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши» (стих 18: «Если бы Ты захотел жертвы, я бы дал, но всесожжения Ты не благоволишь»). В предшествующем, сорок девятом псалме, устами пророка Давида Господь осмеивает вещественные жертвы Ветхого Завета: «Еда ям (разве Я ем) мяса юнча? Или кровь козлов пию?» (Пс. 49, стих 13). В пятидесятом Давид утверждает: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Стих 19). Жертва правды заменяет вещественные ветхозаветные жертвы из тельцов, юнцов и прочих животных, в том числе и жертву всесожжения, когда возлагаемое на жертвенник животное сжигалось полностью.

В последних стихах псалма мысль Давида устремляется ввысь, к Горнему Сиону и Небесному Граду Иерусалиму: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския» (стих 20). Земной Сион, горы святые, и расположенный на них город Иерусалим - прообразы-символы Царства Небесного, Церкви Торжествующей. О земном Иерусалиме Давид пророчествует более чем за полтысячи лет, предвидя разрушение города, вавилонское пленение, а затем и восстановление святыни. Как жилище Живого Бога, Сион для пророка - живой организм, что выражается грамматически, одушевлением имени: кого ублажи? Сиона.

Но мысль пророка простирается выше - от земного Иерусалима к Горнему, к Церкви торжествующей (См. «Откровение» Иоанна Богослова, глава 21). Стены Горнего Иерусалима - это хранящие его ангельские и равноангельские силы, весь сонм святых: «Апостоли, праведницы (-ки) и пророцы (-ки), святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии...» (Тропарь субботы, Всем святым, глас 2). Они и есть жертва правды, возлагаемые тельцы, благоугодные Богу: «Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы» (стих 21). Блаженный апостол Павел, также не убоявшийся греха и воспаривший над ним, призывает: «Молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше» (Римл.,12,1).

…Войдем в храм, увидим горний Иерусалим и стены его из святых икон, убедимся в сбытии пророчеств, которые заключены в надписании «в конец» и еще раз вспомним, о чем ревновал святый царь и пророк Давид. Сам Господь учит нас его пророческими устами.

...Есть дар безценный,
Дар, нужный Богу Твоему:
Ты с ним явись, и, примиренный,
Я все дары твои приму.
Мне нужно сердце чище злата,
И воля крепкая в труде,
Мне нужен брат, любящий брата,
Нужна Мне правда на Суде.
(А.С.Хомяков. По прочтении псалма, 1856).
Нина САБЛИНА