Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

ДАР СВЯЩЕНСТВА

Беседа о священстве с о.Геннадием ЕМЕЛЬЯНОВЫМ, священником храма св. прав. Иова Многострадального на Волковом кладбище.

- Отец Геннадий, какие препятствия выстраивает человеческое мудрование на пути тех, кто делает свой первый шаг ко храму?

- Раньше люди приходили в храм со своими духовными проблемами. Сейчас чаще идут с проблемами житейскими. Бывает трудно объяснить, что эти проблемы решаются не в русле сиюминутных рассуждений или настроений, а в русле святой православной веры. И если этого озабоченного житейскими вопросами человека начать настраивать на решение духовных проблем, то, как правило, это вызывает в человеке протест и отторжение. Много сил и терпения нужно, чтобы человек понял, что без храма Божьего он не может устроить свою жизнь, чтобы созрело в нем чувство духовной необходимости общения с Богом.

От первого шага до воцерковления могут пройти многие и многие годы. Иногда же это происходит сразу. Так бывает, как правило, у молодых людей. А что касается людей, которых Господь обращает к Себе в зрелом и пожилом возрасте, у них этот процесс принимает порою мучительные формы, затягиваясь надолго. Священнику требуется много терпения и любви, чтобы человек не отошел от храма. Возникают самые разные искушения. Бывает, что человек, не получив желаемое сразу, начинает искать других батюшек, бегать по храмам, или вообще перестает ходить в храм. Церковь наша является духовной лечебницей, помогающая в главном и насущном - изменить свою жизнь, а не решить свою сиюминутную проблему, хотя это тоже важно. Но решаем не мы, а Господь, Единый Ведающий наше благо. А мы учимся жить по воле Божией, все благоустрояющей для нашего спасения.

- Какие причины такой слепоты сегодня, когда возможность прийти в Церковь зависит только от человека, не встречающего никакого противодействия извне?

- Дело в том, что у современного поколения выкорчеваны корни христианской веры. Тяжело формируются духовные представления. А поскольку нет традиций, то возникают самые разные недоумения. Кто такой пастырь, какая его роль в мире и в Церкви Божией? Ответы можно найти в современной церковной литературе, которой много издано за последние годы. Но, как правило, на этот духовный труд человека не хватает. Проще обходиться измышлениями и небылицами или вражьими наветами совершенно посторонних Церкви людей, мнения которых оказываются дороже и ближе. Так бывает. Поэтому процесс осмысления роли священника в жизни самого мирянина, в жизни Церкви происходит иногда болезненно, иногда через какие-то окольные пути. Человек слышит только то, что хочет слышать. Для всего иного у него уши и глаза закрыты; человек не воспринимает информацию, которая не вмещается в его сознание, остается в стороне, несмотря на всю ее важность для духовной жизни.

- Расскажите о даре священства. При нашей безграмотности, бывает, не всем понятно, что ставит священника в исключительное положение?

- Что касается дара священства, то он дается каждому человеку, который рукополагается в сан священника. В этом таинстве преподается особая благодать Святого Духа, облекающая посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим - властью учить их истинам веры Христовой, совершать таинства церковные, руководить пасомыми в исполнении их нравственного христианского закона. Это прежде всего дар служить Божественную литургию. Мы не можем этот мистический сокровенный дар определить, потрогать. Все эти дары лежат, прежде всего, в руке Божией. Самый главный из них - дар молитвы, который дается доброму пастырю для окормления своих чад. Дар слова, чтобы вести внимающих ему к Богу и Святой Церкви. Но эти дары даются не в равной части, а в зависимости от духовных особенностей самого человека. Сам дар еще не преображает человека. Возьмите способности любого человека, данные ему от природы. Для того, чтобы они раскрылись и развились, должны пройти многие годы усердного их развития, совершенствования. Только к зрелым годам этот дар приобретет определенную силу и тот свет, ту мощь, которой так не хватает молодым людям.

- Для многих препятствием к доверительному диалогу со священником служат те или другие его человеческие слабости и грехи, надуманные или имеющие место в жизни...

- Священник так же, как и любой человек, как любой мирянин подвержен грехам, поскольку он сам человек по плоти своей и ничем в этом не отличается ни от кого другого. Также подвержен и духовным заболеваниям, и духовным страстям. Для того, чтобы эти страсти побороть, ему тоже нужно очень много потрудиться над собой. Этот духовный труд над собой происходит одновременно с его пастырским служением, который священник совершает по отношению к мирянину - исповедует, причащает, беседует. Во взаимном общении и обогащении происходит становление и самого священника, и мирянина, поскольку между ними не может быть никакой пропасти, если они действительно оба служат Богу, если эти отношения лежат в лоне устоев православной Церкви. Между ними не может быть каких-либо разногласий и претензий друг ко другу, поскольку любовью все согревается, и святится, и расцветает. Такое общение священника с мирянином приносит пользу и тому, и другому. Священник становится потише, посмиреннее. Господь открывает ему человека на мистическом, духовном уровне. Дарования священника находят свой отклик в душах и сердцах прихожан. Доверительное отношение между мирянином и священником всегда служат залогом в возрастании мирян в духе. И в то же время они дают правильную основу для жизни самого священника.

- Что самое важное для духовной жизни человека, живущего в миру?

- Самое главное, чтобы не прекращалась молитва. Мы своими словами, беседами не можем воздействовать на человека, потому что даже если свидетельствуем правду Божию, она не воспринимается, люди бывают к ней не готовы. Надо искать иные пути, особые, индивидуальные подходы, чтобы каждого побудить к Богообщению. Как сказано в Евангелии от Иоанна: кого Господь захочет, того и приведет ко Христу, тому откроет единый спасительный путь. Надо, чтобы Господь благоволил. Благоволение Божие не зависит ни от священника, ни от мирянина. Все это есть тайна Промысла Божьего о человеке, которая сокрыта. Мы с вами, молясь о своих родных и близких и за себя самих, просим всегда у Бога помощи, чтобы Господь наше сердце обратил на спасительные стези, говорим теми же евангельскими словами: «Господи, верую, помоги моему неверию». У каждого приходит момент, когда отчаяние охватывает человека целиком, рассыпаются идеалы, которым человек служил и которые были его опорой в жизни. Тогда начинается серьезное обращение к Богу, приходит потепление сердечное, человек начинает каяться в своих грехах, в своей негодной жизни. Появляются первые ростки, которые надо вовремя увидеть, помочь им раскрыться, взрастить их, чтобы в свое время обрести достойный плод. Ради этого и свершает свое служение священник.

Вопросы задавала Нонна КОРЖЕНКОВА