Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Архиепископ Иоанн Сан-Франциский (ШАХОВСКОЙ) † 1989

ХОЗЯИН ПОЛЯ И САДА

Нет ничего страшнее и блаженнее пастырского служения. Через пастырей земных и небесных пасет Господь Свое Стадо - уже верующих, но еще не пришедших к вере душ. Истинное пастырство есть длящаяся в мире жизнь Христова. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову.

Сколько бы ни было на земле или на небе пастырей, всегда остается Один Неизменный Пастырь. Сколько бы ни было церквей в мире, всегда остается Одна Церковь. Православная, право-славящая Христа, непричастная никакой слабости или скверне. Пастырем же на земле, как и на небе, может быть лишь знающий Единого Пастыря.

† † †

Время идет, с одной стороны, под знаком отхода верующих (и отстранения их) от руководства социальной жизнью и организованного влияния на государство; а с другой стороны, становится ясным желание некоторых государств использовать общественные силы верующих и силу духовного влияния Церкви в своих земных целях.

Пастырю в этих условиях надлежит быть евангельски мудру и евангельски кротку. Кротость пастыря есть его смирение и отсутствие земного критиканства. Мудрость же должна заключаться в мужественности отстаивания вечных истин Церкви, среди современного - хуже, чем языческого, ибо отступнического общества. Современный язычник не есть идеальный язычник прошлого, ищущий Царствия Божьего, которому апостолы проповедовали новую для него истину. Современный язычник в христианских странах есть отступник от Христа, ненавидящий Евангелие и отталкивающийся от него. Но даже этот апокалиптически «холодный» человек (Откр.3,15) лучше «теплого», безразличного ко всякой истине.

Допуская и благословляя исключительно внутреннее созерцание жизни для душ, подлинно к тому призванных, пастырь открывает для остальных верующих благие возможности влияния на общество и осоления государства.

Свободный от всякой суеты современности, пастырь ведает условия современной жизни. Сам не входя в какую-либо партию, он должен быть готов иметь в числе своей паствы людей самых различных убеждений и даже враждующих между собой партий. Эти люди, предстоя рядом у святой Чаши, должны дух связанности своей в главном перенести в жизнь, и, допуская социальные споры между собою, никогда не допускать социальной вражды, не посягать на бытие - как физическое, так и нравственное - другой души.

Пастырь не аполитичен, не нейтрален по существу, он - мета-политичен. Града грядущего взыскует.

Оттого пастырь должен быть свободен от суеты современности. Глаза его не должны быть запорошены никакой земной пылью, но, как у орла, должны быть зорки в зрении мельчайшей земной реальности с небесной высоты. Пастырь не «вне жизни», он лишь вне ее суеты. Его прямая задача - не выискивание новых программ социального устройства, но максимальное использование всякой данной социальной формы для научения людей верности Богу. Пастырь воспитывает людей во всех состояниях и на всех жизненных дорогах быть последователями духа Христова. Как Сам Господь Иисус Христос, пастырь учит людей не социальным формам, но социальным отношениям.

† † †

Родиной для пастыря, как и для всякого православного человека, является то Царство, где Царь - Христос. Возможно большего уподобления земной своей родины - Небесной желает пастырь. И служит он своей земной родине, как Небесной. Земная родина для него - прообраз, икона Небесной Родины, к коей непрестанно востекают его мысли и чувства. Ибо видимое временно, а невидимое - вечно (2кор.4,18). Любить земную свою родину и заботиться о ней пастырь должен так же, как любить своего земного отца и заботиться о нем. Отец земной может быть язычником, неверующим, отец может быть гонителем своего ребенка, преследовать его тело и душу (как то мы видим в жизнеописании св.вмц.Варвары) - за то, что ребенок познал своего Небесного Отца. И земная родина подчас несправедливо преследует и убивает своих детей. Но преследуемые и убиваемые дети не могут ненавидеть своего отца… Они могут ненавидеть его состояние, его грех, демонов, пленивших его, но не его самого. Просвещенному верой сыну естественно заботиться о своем неверном или маловерном отце. Эту заботу пастырь принимает не только в отношении своей малой плотской семьи, но и большой земной семьи: государства, национальности. Как в малую, так и в большую свою земную семью, пастырь призван провести дух Церкви, Семьи Небесной, духовной и вечной… Чрез исполнение малого - научить познавать великое. Чрез послушание временному - возвести к верности вечному.

† † †

Пастырь не должен быть «обмирщенным». Излишество в еде, питье, сне, ведущее к праздной болтливости, игра в карты и другие игры, посещение развлечений, занятие политическими злободневными вопросами, вхождение в какую-либо партию или светский кружок, все это - невозможные явления в жизни пастыря. Пастырь должен быть светло-безпристрастен ко всем людям, судить о них лишь духовным, евангельским оком. Вмешанность пастыря в мирские земные объединения, даже самые благородные для мирского человека, делает пастыря из духовного - душевным, земным, заставляет судить о людях превратно, пристрастно, ослабляет остроту зрения духа и даже окончательно ослепляет.

Сила евангельской необмирщенности делает пастыря свободным во Христе. Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8,36). Пастырь, как призванный освобождать души для Царствия Божия, должен быть, прежде всего, свободен сам от власти мира, плоти и диавола.

Пастырь должен быть безпристрастен к людям: знатным и униженным, богатым и бедным, молодым и старым, красивым и безобразным. Зрение на безсмертную душу во всех случаях общения с людьми. К пастырю должен быть легок приход человека всяких убеждений. Пастырь должен знать, что враг безплотный воспользуется всякой его земной, не только греховной, но и житейской связанностью, чтобы ранить его, ослабить его работу, отвратить его от молитвы, от его исповеди людей противоположных или несходных убеждений. Эти люди будут, конечно, сами виновны, что не сумели посмотреть на пастыря поверх его человеческих убеждений, но пастырю от сознания не только его виновности будет не легче, ибо поставлен он не для сильных духом, а для слабых, и должен все сделать, чтобы помочь всякой душе придти к очищению, к Церкви. Многое, что можно для мирянина, - греховно для пастыря.

Пастырь, носящий всегда с собою живое свидетельство о Божьей правде, невольно приучает своих прихожан помышлять о Боге и о душе своей при каждой встрече с ним. Один вид пастыря будет уже ободрять и утешать. В лице пастыря люди будут встречать память Божью и свои высшие ценности жизни. И такая любовь не может не быть блаженством, как для паствы, так и для пастыря.

В силу глубокого, органического, кровного (по крови Христовой) соединения пастыря с приходом и прихожане многое могут сделать для своего пастыря в раскрытии его пастырства, - своею молитвою, исповедью, причастием, смирением, чуткостью, прикрыванием отеческой наготы, когда она раскрывается, как у праведного Ноя.

Не все время приходится пастырю говорить с людьми о высших ценностях духа. Бывают у него и обычные житейские разговоры. Они возможны и естественны, но должны вестись пастырем с осмотрительностью. В это время пастырю надо более всего наблюдать, чтобы не помрачался дух самой беседы… С детьми можно ведь говорить и о незначительных вещах, но только в мире и любви, вызывая у них добрые, светлые чувства. Такова «будничная» педагогика пастыря в отношении духовных детей своих, - и окружающего мира.

Цель пастыря - быть действительно «отцом духовным», вести всех людей к Единому Отцу Небесному; и он, конечно, должен сделать все, чтобы поставить себя в условия одинаковой близости ко всем и всех поставить одинаково близко к себе.

† † †

Пастырь есть духовный архитектор - строитель душ, созидатель из этих душ Божьего Дома - общения мира и любви. Ибо мы соработники у Бога (1 Кор.3,9). Величайшее, блаженнейшее дело - быть участником строительства Царствия Божьего. Духовная просвещенность дает - иерею особенно - возможность быть не рабом, не знающим, что творит Господин его, но сыном в доме Отца, вникающим в дело своего Отца.

Психология пастыря есть психология хозяина поля и сада. Каждый колос - душа человеческая. Каждый цветок - человек. Пастырь добрый знает свое хозяйство, понимает процессы жизни органической, умеет помочь этой жизни. Обходит каждое растение и прилагает к нему заботу. Дело пастыря есть обработка, подготовка почвы, кидание семян, орошение растений, выпалывание сорных трав, прививка добрых черенков деревьям-дичкам, поливание предохранительной жидкостью виноградных лоз, охранение плодов от воров и от птиц, наблюдение за созреванием, своевременное снятие плодов.

Добрый пастырь есть воин и начальник воинов. Рулевой и капитан. Отец, мать, брат, сын, друг, слуга. Плотник, шлифовщик драгоценных камней, искатель золота. Писатель, пишущий Книгу Жизни. Истинные пастыри, как чистые зеркала Солнца Правды, отражают человечеству сияние небесное и согревают мир. И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас со знанием и благоразумием (Иер.3,15).