Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Опыт моей работы позволяет сделать наблюдение: свои взаимоотношения с людьми редко кто рассматривает как труд. Это вызывает множество искажений в нашей семейной, общественной жизни. Касается это и вопросов знакомства будущих супругов, замужества.
Особенно заметно это среди девушек, которые тоже не относятся к замужеству как к серьезному делу. Недостаточно лишь сокровенного желания, обращенного к Отцу Небесному, или нашего благого пожелания. К супружеству нужно серьезно готовиться. Дело не в том, что своими собственными силами мы много тут наработаем. Нет, но видя наше стремление, старание, усердие, и Господь призрит на нашу нужду видимым образом.
Другая сторона этого многотрудного дела. Могу ответственно сказать: когда мужчина делает обоснованное предложение женщине, она всегда его принимает. Увы, большинство современных молодых людей не в состоянии сделать такого предложения в силу незрелости своей личности. Они не могут стать во главе семьи. Это порой приводит даже к нервным болезням. А к трудностям в общении с противоположным полом - наверняка.
Или другая история. Человек новоначальный, живущий силой призывающей благодати, часто не имеет трезвой самооценки, пребывая в самообольщении, считая, что теперь все в его жизни теперь будет устраиваться чудом по его молитве. Через некоторое время после венчания таких молодоженов проявляется их неготовность к супружеству, да и враг рода человеческого не дремлет... Близкие редко могут оказать молодым супругам необходимую помощь, которая прежде осуществлялась в родовом устроении. Учитывая, что большинство людей лишены реального духовного наставничества, даже если и ходят к одному священнику, то и с этой бедой они остаются один на один. Отсюда - семейные драмы…
О родовом укладе, который раньше существовал на Руси и был разрушен в советское время, расскажу семейное предание. Одну из дочерей моего прадеда, Василия Петровича, свахи наотрез отказались сватать за молодого офицера, с которым они были обручены. Узнав об этом, Оля горестно плакала, а в другой комнате батюшка с матушкой беседовали со свахами: «Сватьюшки, ну она же и рукодельница, и красавица...» - «Да, - соглашались они, - но сватать не можем: не мироносица», - вынесли строгое решение. Тогда в семейном имении собрался своеобразный родовой совет, девяносто человек, у меня сохранилась фотография тех дней. Здесь были и духовники, и крестные. Они советовались, что теперь с Олюшкой делать. И решили: отправить ее в монастырь, но не для пострижения, а для дальнейшей подготовки, для воспитания к семейной жизни. Кстати, эта была распространенная практика, монастыри занимались подобным служением. Через год и восемь месяцев Оля вернулась, вышла замуж за любимого. Они жили счастливо и умерли вместе в блокадном Ленинграде… Так готовили к семейной жизни прежде.
Теперь, когда не передается по наследству родовой опыт семейной жизни, перед нами стоит осмысление и принятие неких искусственных средств, которые хотя бы частично восполняли утраченное естественное жизнеустройство. Сложилось так, что для многих воцерковляющихся молодых семей я оказался в роли старшего дяди, деда, свата - не буквально, но по внутренней сути - стал тем авторитетом, к чьему совету прислушиваются. Священник указывал мне: то, что я родился в день памяти мчч. Гурия, Самона и Авива - покровителей супружества - не просто совпадение. Так, уже многие годы жизни я занимаюсь устроением семей. Родовое наставничество и прежде не заменяло духовного, они благодатно соединялись.
С грустью приходится говорить о том, что психологами, психотерапевтами будет вскоре внедряться медицинский термин, связанный с невротизмами религиозной жизни. Это печальная реальность нашей жизни. В качестве примера, можно назвать верующего человека, который считает, что поборол блудную страсть благодаря своему духовному возрастанию. Психолог же видит у него глубокий невроз на этой почве, человек страдает от комплекса неполноценности, его личность больна, но он не желает трезво взглянуть на себя и разобраться в собственной душе.
Необходимо оговориться. Я не дерзаю считать себя уже воцерковленным человеком, и практика моя относится к рассмотрению людей, которые делают лишь первые шаги в Церкви. К людям же, действительно живущим духовной жизнью, слова мои никоим образом не относятся.
Для разрешения различных трудностей, в том числе, в деле общения, людям необходимо собираться вместе, чтобы соборно искать решения. Вспоминая опыт светских «бюро знакомств», можно многое критиковать в их работе. Но здравая мысль такова. Мы знаем: негоже человеку быть одному, но и поиск выхода из одиночества не осуществляется в одиночестве. Людям надо дать возможность дотянуться друг до друга. Поэтому с радостью приму посильное участие во встречах «Клуба друзей газеты «Православный Санкт-Петербург» («ПСПб» №8,2000).
Записала М.Данилова