Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

3.Раскрою я Псалтирь Святую…

«Помилуй мя, Боже...»

Псалом пятидесятый - о глубине падения и глубине покаяния Давида - усваивается каждым грешником, каждым из нас. Он - наш не только потому, что буква-цифра Н, именуемая нашъ, обозначает число 50. Этот псалом наш потому, что великий царь Давид дал образец истинного покаяния на все времена, показав на собственном падении спасительное врачевство исповедания своих грехов.

Псалом имеет надписание, охватывающее целых два стиха. Начинается оно словом-символом «в конец». Это слово-надписание - самое распространенное в Псалтири. Слово «в конец» надписывается в 54 псалмах и указывает на Христа, Его учение и крестный подвиг, Его Воскресение, на грядущую христианскую эпоху, на конечные судьбы мира в их самых разнообразных проявлениях. В пятидесятом псалме надписание «в конец» многозначно, главным же образом указывает на новозаветную жертву чистого сердца и торжество Христовой Церкви (Горнего Иерусалима).

Все надписание выглядит так: «В конец, псалом Давиду (Давидов), внегда внити к нему Нафану пророку (когда войти к нему Нафану пророку): Егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве (после того как Давид вошел к Вирсавии, жене Урии)». Надписание указывает нам на обстоятельства падения пророка Давида, описанные в книге 2 Царств, главах 11-12, когда пророк Нафан пришел к Давиду с обличением царя в прелюбодеянии с Вирсавиею и убийстве ее мужа Урии Хеттеанина.

Вот как это произошло.

В полной своей силе и славе царь и пророк Давид по сокрушении очередных врагов выходит на крышу своего дома вознести хвалу Господу. И увидел он с кровли купающуюся жену, «взором добру вельми» (весьма красивую видом). И послал Давид слуг, и взял ее к себе, хотя до этого он не обращал своих очей к чужим женам. Так светлый Давид, любимец Господа, средь бела дня совершенно неожиданно был «устрелен стрелой прелюбодейства».

А далее Давид, став рабом греха, замышляет и осуществляет еще более страшное и мрачное дело - убийство мужа Вирсавии, верного и преданного ему, как царю, воина, Урии Хеттеанина. Он шлет на поле брани военачальнику ужасное послание: «Введи Урию противу брани крепкия (поставь его в самое пекло боя), и возвратитеся вспять от него (оставьте его), да язвен будет (пусть будет ранен и убит)». Более того, это смертоносное письмо Давид передает «рукою Урииною», т.е. через страдальца Урию. Действительно, Урия был изранен и умер, а Давид стал «мужем кровей».

«Не убий, не прелюбы сотвори», - вещают заповеди. Обе их нарушил Давид. Тяжела рана, велика язва.

О покаянии Давид и не помышлял. Грех беззакония был так велик и страшен, что почти год - пока не родился сын от прелюбодеяния, то есть появился уже плод греха, - Давид ничего не чувствовал. Но не зрящий на лица Господь посылает к царю и пророку Давиду пророка Нафана, чтобы обличить зло и высказать ему нелицеприятный суд Божий, что Давид повинен смерти.

Пророк рассказал Давиду притчу, пригласив рассудить ее: «Отвещай ми, царю, ныне суд сей (Ну-ка, царь, рассуди!)». Известно, что и Сам Господь прибегал к притчам в обличениях и наставлениях, чтобы доходить до отолстевших сердец, смежившихся очес и одебелевших ушей, тяжко слышащих. Так и Давид, чье сердце очерствело от греха, только через притчу смог узнать себя, да и то не сразу.

И поведал пророк Нафан притчу, как в одном городе было два человека, богатый и убогий (бедный). Богатый имел многие стада, а у бедного была «токмо агница едина мала (маленькая овечка)», которая росла с его детьми, от хлеба его ела, от чаши его пила, на лоне его почивала и «бе ему яко дщерь (была ему как дочь)».

А далее Нафан повествует, что богатый не восхотел тратить стад своих, и взял от убогого агницу его единственную, и уготовал на обед пришедшему гостю.

Давид не узнал себя, думая, что разбирает чужое дело. Он запылал, как ему казалось, справедливым и благородным царским гневом и сказал: «Жив Господь, яко сын смерти есть муж сотворивый сие». Так Давид сам справедливо определил себе высшую меру наказания за преступление - смерть. «И рече Нафан к Давиду: Ты еси муж, сотворивый сие (Ты и есть этот человек)». И передал пророк Давиду слова Господни: «И ныне не отступит меч от дому твоего до века... Яко ты сотворил еси втайне, Аз же сотворю глагол сей (дело твое сие) пред всем Израилем и пред солнцем сим».

Так и есть: вся поднебесная знает теперь в научение себе о грехе Давида.

И вот тогда-то зарыдал Давид и вскричал: «Согреших (я согрешил) ко Господу». И взмолился: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Велик грех, но еще более велика милость Божия и многие щедроты Его. Передает пророк Нафан и другие, утешительные слова Господа покаявшемуся Давиду: «И Господь отъя (отнял) согрешение Твое, не умреши». Воистину, как сказал поэт: «Несть, Господи, грехов и злодеяний / Превыше милосердья Твоего» (И.А.Бунин). Скоро совершилось покаяние, но еще скорее даровано прощение. Св. Иоанн Златоуст утешает нас: «Делом ты согрешил, а покайся словом. Это говорю я, чтобы слышали грешники и подпавшие греху, и не отчаивались во своем спасении».

Как далее описывается в Библии, Давид принял строгий пост и по смерти рожденного от прелюбодеяния отрочати окончательно понял, что Господь помиловал его. А затем уже Вирсавия, как законная жена, родила ему сына: «И нарече имя ему Соломон, и Господь возлюби (возлюбил) его». Прощение Давида простерлось так далеко, что Сам Господь Иисус Христос именуется по плоти Сыном Давидовым.

Таково содержание надписания псалма. Сам псалом сочинен Давидом, когда он был уже прощен. Если Давид, совершая свой грех, сначала утаивал его, то теперь покаянием он достигает любомудрия и уже не скрывает своего греха, делает его известным всем последующим поколениям, чтобы и потомки узнали, какое печальное зрелище представляет страсть, и чтобы увидели способ излечения - покаяние.

(Продолжение следует)

Нина САБЛИНА