Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
По учению христианскому, прогресс - это такой процесс изменения жизни, в котором достигается общая цель мироздания. Она же заключается в совершенном восстановлении через веру в Иисуса Христа нарушенного в грехопадении единства с Богом. Ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор.6,7). В это единство должны войти не отдельные, ничем не связанные между собой люди, а объединенные в таинственное Тело Христово, в Святую Церковь. Это должно быть единство в Боге не только человека, но и всей жизни. Ибо «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в славы детей Божиих» (Рим.8,21). Это должно быть единство не только всей жизни, но и всей вселенной, ибо «мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет.3,13), словом - «да будет Бог во всем» (1 Кор.15,28). Вот что стоит в конце мирового исторического процесса, и приближение вот к какой цели дает основание этот процесс именовать прогрессом.
Прогресс - это не аэропланы, радио, чудеса техники и утонченные наслаждения, - это страшная борьба с мировым злом, препятствующим достижению конечной цели мироздания - единству с Богом. Завершится ли земной прогресс благополучием? Церковь отвечает на этот вопрос категорическим отрицанием. По ее учению, мировая жизнь в смысле земного благополучия будет все более и более ухудшаться, пока не придет к катастрофе. И в этом смысле никакого прогресса не существует. Здесь лежит целая пропасть между материалистическим и христианским мировоззрением.
Христианское учение о прогрессе понимает исторический прогресс не как постепенное достижение материального благополучия, а как постепенное внутреннее самоопределение добра и зла. Внешняя история мира есть простое следствие этих внутренних столкновений, этой борьбы. Этот процесс разделения прежде всего касается взаимоотношений Церкви и мира. В самой Церкви отсеивается чистая пшеница от сорных трав. Разделение проходит через всю мирскую жизнь - и здесь одних приближает к спасению в порядке естественно-природного развития, других - повергает в бездну окончательного растления. Этот процесс касается каждой человеческой души, где смешанные начала добра и зла все резче и резче разделяются и все ожесточеннее противоборствуют. Этот процесс в своих последних стадиях развития окончательно разрывает связь между Церковью и миром, Христом и Велиаром. Церковь приводит к чистоте апостольского века, мир - к окончательному нравственному падению. Каждая отдельная душа ставится перед необходимостью выбрать себе господина. Только рассмотрев все пути этого процесса, можно прийти и к правильному пониманию конца мировой истории, явления антихриста, последней катастрофы и второго пришествия Господа, поскольку все это открыто в Божественном Откровении.