Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Иван ИЛЬИН

АКСИОМЫ

Одним из даров Церкви является живое духонаучение, идущее от свя-щенства и пастырства.

Пастырь призван помогать своим прихожанам в поисках религиозного разумения и в часы сомнения; ему необходимо душевное глубокочувствие и ясный взор духовника, проницательно видящего индивиду-альную человеческую душу и способность указать в трудную минуту жизни верный путь. Но еще драгоценней этих знаний, разумений и уме-ний - истинный и живой евангельский дух, который свидетельствует о Христовой благодати.

Нет лучшего религиозного научения, нет более действительного про-поведнического служения, как сила и искренность личной молитвы. Пастырь является как бы неопалимой купиной для своего прихода: при-хожане его, иногда сами того не замечая и не разумея, становятся соучастниками его молитвы, им передается теплота его веры, они при-общаются его духовному полету.

Как дар от лица Церкви пастырь несет своим прихожанам живое, любя-щее сердце. Лучшее христианское миссионерство есть то, которое про-истекает из подлинной доброты и сердечного понимания. Пока челове-ческое чувство сохнет и гаснет в умственно-отвлеченных богословских построениях, пока ум холодно рассуждает и выносит приговоры, враж-дует в прениях и каменеет в ненависти, до тех пор человеку остается недоступным откровение Христа. Безсердечные люди не постигают в Евангелии самого главного, а если поймут, то не заживут им и не осуществят его.

Когда священник имеет любовь, она чувствуется и воспринимается и в церковной молитве, и в проповеди, обнаруживается в его делах. Кто беседует с ним или помогает ему, у того возникает ощущение, что он воспринял от духовника нечто драгоценное, жизненно существенное и ободряющее, что он испытал свет и теплоту сердечного огня, живую доброту, приблизившись к тому, что разумел Христос, когда говорил о любви. Живое сердце имеет запас доброты для всех: утешение для го-рюющего, помощь для нуждающегося, свет для безпомощного, живое сло-во для всякого, добрую улыбку для цветов и птичек. Общение с таким пастырем становится незаметной школой сердечного участия, любовного такта, христианской мудрости.

Через пастырей Церковь дарит нам свободную и творческую совесть. Эта совесть должна жить в нем как самостоятельная и независимая сила, как мера добра и зла, мера, по которой мирские люди могли бы проверять, выправлять и крепить свою собственную совесть. Так, ког-да мы безпомощно сомневаемся и колеблемся, он, как мастер совести, должен знать и указывать нам прямую дорогу. Где мы вопрошаем, он должен иметь ответ. Он должен поддерживать нас в искушениях и со-блазнах. Он должен быть нашей опорой в колебаниях и изнеможении. Он должен сразу прозревать, где есть нечестность, неискренность, изме-на, интрига, и при этом - хранить справедливость в суде и в осужде-нии. Сколь прекрасен искренний и откровенный исповедник ничем и ни в чем неподкупный, бесстрашный пред сильными и свободный от често-любия и властолюбия. Сколь драгоценен такой очаг христианской со-вести, с чистым пламенем и кротким светом.

Священство и старчество такого православного уклада является одним из драгоценнейших даров Церкви.