Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Во Христе

БОГОЛЮБИЕ

Мы, верующие, знакомые с житиями святых и всем сердцем стремящиеся подражать им, порою мучаемся вопросом: как же все-таки человек обыкновенный, не чуждый греховности, возрастает во святого? Увы, житийная литература, написанная по своим особым законам, не дает ответа на этот вопрос. Книг же, описывающих путь внутреннего делания средь терний мира сего, ничтожно мало. Можно назвать жизнеописание прп.Силуана Афонского, составленное его учеником о.Сафронием (Сахаровым). Наш же рассказ посвящен книге епископа Варнавы (Беляева) «Тернистым путем к небу», повествующей о «многоплачевной и зело поучительной подвижнической во Христе жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустынь схиархимандрита о.Гавриила (Зырянова † 1915)». «Это - уникальная биография, книга-спор о смысле и путях христианского подвига, дающая такое освящение личности подвижника, что она вдруг оживает и становится пронзительно близкой и понятной нам, падшим людям последних времен» (составитель П.Проценко). Ее автор, владыка Варнава, исповедовавший веру в безбожной России, вглядевшись пристально в житие старца, своего учителя, назидает нас: «Все, хотящие благочестно жить о Христе Иисусе, гонимы будут (2 Тим.3;12). Встретят скорби непризрачные и страшные. Это закон. Прожить как следует ради Христа, где угодно, - это не мутовку облизать». Жизнь схиархимандрита Гавриила - подтверждение этого закона. С юных лет единственным призванием его души было единение с Богом. Мучительно, чрез внешние и внутренние препятствия воплощалось оно. В нескольких монастырях подвизался инок, как ни печально, даже великая Оптина отторгла будущего подвижника... Слава Богу, все скорби и испытания оросили живительной влагой зерно веры, давшее этой любвеобильной душе богатый плод. Приведем отрывок из письма старца Гавриила духовному сыну:

«Мне желалось бы выяснить тебе, как ближайшему другу и брату во Христе, чувство Боголюбия, то чувство, которое я сам так долго и так сильно желал получить и не получал. Эти желания были муками моего духовного рождения, и эти муки были весьма длинны, около тридцати лет с небольшим. Думаю, что борьба с грехом за радость единения с Господом и Творцом была во мне двух родов. Одна - моя природная, другая - Божья, но все это было так таинственно и сокрыто по высшему усмотрению, что я мог кое-что уразуметь уже впоследствии. Я изнемогал в борьбе с собой, с порывами страстной моей плоти, но при этом во мне пребывало желание высшее и лучшее, нежели все греховные порывы. Оно окрыляло мой дух, я чувствовал, что только оно меня удовлетворит и более ничего на свете, это вечная творческая сила, сила неумирающая, дарованная Творцом, - любовь к Богу.

Я жаждал любить Бога всем сердцем, но как любить Бога всем сердцем, но как любить? Если любить, нужно быть достойным Бога, а я видел себя не только грешником, но и коснеющим во грехах своих.

Желание любить Бога крепко возрастало до горения, а как любить, чтобы сердце удовлетворилось в своем желании, я не знал. И что делать для этого Богу, я не мог придумать.

Все способы испытал, на которые указывают: делать все доброе, быть милосердным к ближним. Я эту добродетель исчерпал до дна. Не раз оставался чуть прикрытым, раздавая все нуждающимся, терпел голод и холод, скрывая это от других, обиды терпел, не мстил за обиды, старался любить врагов и любил их, как то повелено Господом. Но самой любви-то к Богу я в себе не ощущал, да и страсти мои ясно говорили, что чужд я этой Божественной любви.

А мысль не оставляла меня, и сердце горело большим желанием любить Бога, но на деле я этого не достигал. Я чувствовал, что сила жизни - в любви к Богу, сила творческая, благодатная; я думал, что если буду иметь в себе эту любовь, то оковы моих страстей спадут сами собой, следы их растают и перегорят от огня Божественной любви. Я был убежден в этом тогда и теперь удостоверяю, что иначе и быть не может. Это та самая истина, о которой сказано Самим Спасителем нашим Богом: Истина свободит вы (и вы), воистинну свободни будете (Ин.8,32,36). И вот не стало терпения долго ждать. Я взывал ежеминутно: да когда же Господь удостоит меня этой любви к Нему? Ведь Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15,5). Господи, приди и вселися в ны, научи мя творити волю Твою, научи любить Тебя, как подобает любить. Ведь Тебе, Всесильному, не трудно это сотворить со мной. Господи, хотя так удостой меня, ненадолго всели эту любовь в меня и поживи во мне, я буду уже по ведению стремиться к Тебе, буду страдать сознательно, зная, за что страдаю, для чего живу.

И вот Господу моему было угодно, чтобы я заболел. И я заболел и сильно плакал во время болезни о том, что остался побежденным во грехах моих - грехом, а любви-то еще не имею... Спешу каяться, и не раз, и не два, очень много каюсь, и получаю радость, ибо вижу, что грех начинает терять надо мною свою силу, так как греховного услаждения не стало в душе, помысл греховный не возникал в сердце, а покаяние соединилось с благодарностью к Богу.

Чем более я страдал, тем легче я себя чувствовал. Я ощущал сильную потребность причащаться - и меня причащали. По причащении Святых Таин мой дух окрылялся неизреченной надеждой на Бога, а сердце преисполнялось благодарностью ко Господу Иисусу Христу. Здесь-то мне, убогому, и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру в искуплении человеческого рода. Эта любовь заговорила как бы внутри всего моего существа с такой силой ко Господу, что я не чувствовал и своих страданий. Я не мог оторваться ни мыслями, ни чувствами сердца от любви ко Господу. Воспоминания о Его земной жизни, о всех Его явлениях, действиях на земле производили во мне радостный трепет, обновляли внутреннее моей души и сердца. Сердце было полно надежды спасения. Ничто не могло дать повода к отчаянию в милосердии Божием. Господь близ (Флп.4,5). Душа жила Им и чувствовала только Его безграничную Любовь.

Каждый шаг земной жизни Спасителя ясно отпечатлевался в сознании как совершенный для спасения, для освящения человека. Им было освящено для меня все: и окружающий воздух, которым я дышал, и вода, которую пил, и самый одр, на коем лежал. И гроб, в который готовился сойти. Все это было залогом моего спасения, воскресения из омертвения плоти и прославления о Господе. И я чувствовал, что это творится не по моей заслуге, а единственно по безконечному милосердию Божию.

Я сознавал себя глубоко грешным, но в то же время горячая надежда на спасающую любовь и милость Господню неизменно окрыляла мой дух. Слезы умиления лились из очей, а что переживало при этом сердце, не могу и описать. Я не чувствовал потребности в пище, тяготился, когда меня посещали другие. Я блаженствовал, уязвленный любовью ко Господу, желая остаться хотя бы навечно одному и страдать, но только с Господом и в любви к Нему.

Вот что такое Боголюбие и что оно делает с душою человека. Ради этого я и называл Вас боголюбивейшим, ибо Боголюбие необходимо для всех и каждого в отдельности. Оно есть богатство неокрадомое и есть всемогущая сила, как сила творческая, сила вечного живота. Если кто водрузил эту силу в сердце, тот и душу свою оживит ею. Боголюбивый не пожелает любления мира сего, ибо любить мир будет уже разрывом любви Божией и враждой к Богу. Это слово многим не кажется справедливым, но оно - правда Божия и истина. Разве тот, кто имеет благодатную любовь в себе, будет убивать других? Кто любит Бога, разве пожелает чужой собственности? Кто любит Бога, разве чего другого желает и ищет или будет отнимать и красть чужое? Он и свое-то имеет как Божие, со страхом Божиим тратит то, что ему дал Бог.

Боголюбие есть жизненная сила души и сердца человека, созданного по образу Божию. Через него человек вновь водворяется в рай, и к нему приходит Царствие Божие в силе (Мк.9,1). Нужно любить Бога и жить Им, вдыхать и выдыхать духом любви Божией. Аще не Господь бы был в нас, никтоже от нас противу возмогл бы вражиим бранем одолети, побеждающии бо от зде возносятся».

От этой тяжкой болезни, во время которой старец был недвижим и находился между жизнью и смертью, он оправился через пять лет. Еще семнадцать лет земной жизни было отпущено ему. Отец Гавриил сподобился благодатных явлений, даров прозорливости, слезной молитвы. Воспитал многих учеников - будущих новомучеников, наладил не одно образцовое монастырское хозяйство. Среди его почитателей - прмц. великая княгиня Елизавета Федоровна. Но... до конца своих дней старец был гоним.

Мы же, нынешнее племя, такими книгами призываемся к трезвению: в свете примера истинного духовного делания становится особенно очевидна собственная духовная незрелость. Всещедрый Господи, молитвами старца схиархимандрита Гавриила укажи нам пути спасения.

Марина МИХАЙЛОВА