Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Архимандрит Августин (Никитин)

3.Старый Каир. Собор вмч.Георгия

В Старом Каире, неподалеку от церкви свв.Сергия и Вакха, находится самый чтимый из греческих храмов египетской столицы - собор во имя вмч.Георгия Победоносца, находящийся в ведении Александрийского Патриархата. Церковь названа так в честь мученика и проповедника христианства. Он погиб во время преследования христиан императором Диоклетианом между 303 и 305 годами.

В 1704 году этот храм посетили русские иеромонахи Макарий и Сильвестр. Как отмечали они в своих записках, «в Каире есть большая церковь святаго Победоносца Христова Егория, и по правой стороне написан образ Георгия медяны; много знамения и исцеления бывает от того образа не только христианам, но и туркам и арапам».

В 1834 году в этом храме побывал русский путешественник и писатель А.С.Норов. Вот что повествует он про обитель: «греческий монастырь довольно огромен, и нестройная масса его господствует над богатою окрестностью. Множество пристроек в несколько этажей, соединенных безчисленными темными переходами, делают из этого здания нечто необыкновенное». По словам любознательного путешественника, на месте храма св.Георгия была «церковь во имя Иоанна Крестителя; она теперь обращена в придел; часть святых мощей Крестителя привлекала усердное поклонение самих неверных, которые в празднество великого Предтечи Господня присоединялись к торжественному ходу христиан; шествие направлялось от этого монастыря к другому, также во имя Иоанна Предтечи и находившемуся неподалеку от Старого Каира».

Что касается описания интерьера храма, то Норов предельно краток: «Теперь главная церковь греков, во имя св.Георгия: там показывают руку святого великомученика и колонну, к которой он был привязан».

Слева от бывшего монастыря устроена часовня св.Георгия, где помещена икона великомученика. Паломник, входивший под своды этого сооружения, видит висящие здесь цепи, а рядом, на стене, цитату из книги Деяний апостольских: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19,11-12).

Апостол языков, как известно, в этих землях не бывал, но надпись помещена в часовне не случайно. Вот что сообщает священник Петр Соловьев, побывавший здесь в середине 19 века: «Как христиане, так нередко и мусульмане, в этот монастырь к заветной святыне приводят своих больных, одержимых умопомешательством и падучей болезнью. Страждущих своих привязывают они цепью к мраморной колонне пред часовенкою и, после молебна великомученику, оставляют их там на несколько дней. Узники изредка приходят в сознание и поправляются без всяких лекарств».

Из воспоминаний начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Порфирия Успенского узнаем, что к мраморной колонне возле часовенки вмч. Георгия «прибита длинная цепь железная с кольцом, которое обыкновенно надевают на шею исступленных и сумасшедших. Недавно таким образом исцелена была одна девица из Суэса. Потом она вышла замуж и поныне здорова, - пишет о.Порфирий. - При мне один умалишенный армянин сидел мрачно на этой цепи, а на другой день уже ходил весело. Св.Георгий Победоносец помиловал его». И доныне эта традиция еще не забыта. Разувшись при входе в часовню, паломники подводят к цепи своих детей и прикладывают ее конец к их головам, шее и глазам. Поток молящихся в этой часовне не иссякает ныне.

Русские паломники, бывавшие в Египте, стремились посетить монастырь св.Георгия, но некоторые из них оказывались здесь не по своей воле. В 30-х годах 19 века при этой обители подвизался наш соотечественник по имени Андрей.

Родился он в казачьей станице, где в те годы то и дело случались схватки с черкесами. Юный Андрей был захвачен в плен, после продан на корабль турецкого работорговца. Его привезли в Стамбул и перепродали египетскому эфенди. Андрей жил в доме вельможи в качестве слуги, и тот пытался обратить Андрея в ислам, но русский юноша был тверд в православной вере. Начались притеснения, и в конце концов эфенди продал Андрея своему приятелю-мусульманину. Русский юноша претерпел побои, непосильный труд, пытки от «зверонравного своего владельца». В конце концов Андрея из рабства выкупил местный армянин, который вел денежные дела с его хозяином. Он же сообщил об Андрее греческому Александрийскому Патриарху, и тот обещал, по выздоровлении, отправить юношу в Россию. Но Андрей отказался вернуться на родину, так как был очень болен. Тогда Патриарх поместил его в богадельню при монастыре св. Георгия.

Андрей стал прислуживать в храме, наблюдал за порядком в часовне, где находилась чудотворная икона великомученика Георгия. Он постоянно присутствовал за богослужениями и прожил в Старом Каире 12 лет. Перед смертью Андрей исповедался у духовника и приобщился Святых Христовых Таин. Скончался Андрей в начале 1840-х годов и был похоронен в Старом Каире на православном кладбище. «Смиренный раб Божий, изможденный варварскими пытками, он никому не поведал о былых своих страданиях: знал о них только Господь, за святое имя Которого он страдал, да бедный священник, нашедший себе приют в Георгиевской богадельне, духовный отец покойного Андрея», - пишет священник Петр Соловьев, завершая рассказ об Андрее такими словами: «Это был редкий образец христианского смирения и непоколебимой твердости в вере».

В настоящее время в здании собора сохраняется усыпальница Александрийских Патриархов. При входе в храм установлен бюст патриарха Александрийского Христофора II (1931-1967). Напротив собора вмч.Георгия, на другом берегу одного из рукавов Нила, находится знаменитый Ниломер, возле которого, по преданию, Моисей был спасен из воды дочерью фараона.