Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

РубриВъдика

2.Раскрою я Псалтирь Святую…

Как священное наследие, употребление псалмов в богослужении пришло на Русь из Византии: часы, антифоны, прокимны, избранные псалмы праздников и в службах вечерни, утрени, обедни, в крестных ходах, на панихиде…

Псалтирь стала любимой книгой на Древней Руси: ею утешались и укреплялись в подвиге духовном и ратном, в молитве уединенной и соборной, ею назидали детей, она украсила проповеди, службы, художественные сочинения. «В основе поэтики древнерусской литературы лежит Псалтирь», - заметил Д.С.Лихачев. По идеологическим соображениям это положение замалчивалось и в 20 веке как должно, не исследовалось.

Из многочисленных свидетельств того, что Псалтирь сотворяла и научала русского человека, обратимся к «Житию Феодосия Печерского». Вот один из подвигов его смирения: Сущу много комаров, в нощи излез над пещеру и обнажив тело свое до пояса, седяше прядый волну, то есть прядя шерсть… и Псалтирь же Давидову поя. Своим примером он прилежно учил монахов: не ходить после павечерней молитвы из келлии в келлию, но в своей Бога молить, якоже кто может рукама своима делати…, псалмы Давидовы во устех своих имуще.

И другой пример: Вострубим яко в златокованныя трубы, в разум ума своего, и начнем бити в серебряные органы возвития мудрости своея. Так полнозвучно льется слово Даниила Заточника, пронизанное словом Псалтири.

С середины 17 века стали появляться стихотворные переложения Михайла Ломоносова, Гавриила Державина, Феодора Глинки и Ивана Бунина и многих, многих других. У Пушкина внимательный читатель найдет немалое число мотивов из Псалтири. В его «Послании в Сибирь» первая же строка «Во глубине сибирских руд…» перекликается со 129 псалмом: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи», где символ глубины обозначает и сокровенность молитвы, и степень греховного погружения. И в других произведениях русской классической литературы чувствуется подспудное влияние Псалтири - смыслов и образов малой Библии.

Псалтирь была основной учебной книгой Древней Руси, она служила воспитанию доброго христианина. Школу так и называли часословно-псалтирной. Программа ее хотя и была предельно простой, - учили начальной грамоте, - но выходили из училищ многие премудрые философы. В «Повести временных лет» мы обнаруживаем рождение той полнокровной национальной русской школы, которую и по сей день не могут сокрушить. Ведь она возникла под крылом Церкви, а не как светское учреждение. «Володимир же…нача поимати дети у нарочитые чади, и даяти нача на учение книжное. Матере же чад сих плакаху по них, еще бо не бяху ся утвердили верою, но аки по мертвецы плакахуся». В православном училище языческое дитя преобразовывалось в нового человека, становилось другим, поэтому-то не укрепленные еще в вере матери и плакали по детям своим, как по мертвым. Сами же матери, как, например, мать св.Феодосия Печерского, приводимы были в церковь детьми. Как, впрочем, и в наше время. Поэтому верны слова А.С.Хомякова, что по сравнению с благодатным религиозным образованием все прочие науки есть широкая, но мелкая лужа.

Когда в конце 19 века радением К.Победоносцева, С.Рачинского и других выдающихся педагогов стала восстанавливаться церковно-приходская школа, то Псалтири в ее программе было уделено одно из главенствующих мест. Так, учащиеся за два года обучения должны были прочитать всю Псалтирь, комментарии же были минимальными. И это было мудрое решение, так как Псалтирь действием благодати Божией формирует православное сознание. Как мы с молоком матери впитываем естественно и незаметно дух и формы родного языка, составляющее в нашем сознании языковую картину мира, так и с чтением Псалтири впитывается млеко духовного учения и усваиваются понятия и формы литургии. В этом ключ к изучению церковнославянского языка сегодня. Не путем долгого и дробного комментирования и анализа («анализ» по-гречески «распад», «разложение»), как это проделывают протестанты, вплоть до утраты здравого смысла, а так, как это свойственно православному миросозерцанию: воспринимать текст цельносовокупно, с детской доверчивой простотой, с терпением, что понимание постепенно придет и «разрешится безсловесие словесных». Чтением Псалтири не только приходит знание и понимание богослужебного языка Церкви, но и сам человек преображается духовно, укрепляется как христианин - ведь Псалтирь есть молитва, слышимая Богом.

Духоносное и огненосное Евангелие, которое мы читаем и слушаем со страхом и трепетом, стоит на царской высоте и не может быть простой учебной книгой. Псалтирь же по уставу Церкви может читаться сидя. Примерно в 4-м веке в Византии она была разделена на 20 кафизм для недельного прочтения. «Кафизма» по-гречески и есть «сидение» (сравним с корнем слова «кафедра», где происходят заседания).

Псалтирь в ярких образах рисует картину отношений двух несоизмеримых величин - Бога и человека, поставляя человека пред лице Божие, отвечая сокровенным чаяниям каждой души. Св.Иоанн Златоуст на вопрос: «Добро ли есть оставити Псалтирь?», - ответил: «Уне, (то есть лучше) есть солнцу престати от течения своего… Вся бо нам книги на пользу и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь. Да не нерадим». Не будем же нерадивы и мы!

Нина САБЛИНА, СПб