Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

По просьбе редакции

ЗЛОРЕЧИВЫЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ НЕ НАСЛЕДУЮТ

Апостол Павел говорит, что злоречивые Царства Божия не наследуют. Есть много грехов, от которых человек получает какое-то временное удовлетворение. Но есть страшный и мерзкий грех, который не приносит пользы ни человеку, ни окружающим. И этот грех - зло.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «У тех людей, кто раздражается, ругается, злится и обижается, недостаток ума». Это все происходит от нашей гордости, от нашей испорченности, потому что мы - люди гордые, стараемся держать себя выше всех, потому и причиняем много зла не только себе, но и ближним. Чем душа наполнена, то из этой души и изливается. Если человек раздражается, возмущается, в нем Дух Святой не живет, потому что Господь сказал: один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак.3,12)

Есть такие люди, которые не могут спокойно разговаривать, начинают создавать вокруг себя шум и крик. Сами неспокойные и все вокруг себя заводят. Встречал одну женщину некрещеную. Она признается: «Я очень злая». Говорю: «Как же тебя на работе держат?» Она отвечает: «Я хитрая, на работе всем улыбаюсь, со всеми здороваюсь, с лица улыбка не сходит. Когда на работу прихожу, я маску надеваю, а домой возвращаюсь, начинаю возмущаться, с мужем ругаться, кричать, он меня никогда доброй, ласковой или даже радостной не видит». Этой «артистке» хорошо бы научиться и дома не ругаться.

Мне вспоминается такой интересный пример из истории. Как известно, Сократ от природы был очень жестоким человеком, но он постоянно себя во всем ущемлял, воспитывал в себе добрый нрав. У него была жена Ксантиппа, пьяница, злая и страшно худющая. Однажды она устроила ему такой скандал, такую истерику закатила, а закончилось тем, что схватила ведро с помоями и вылила ему на голову. Он вытер лицо, улыбнулся и говорит: «Ну вот, Ксантипушка, после бури и дождик». У Сократа было очень много учеников, и все его считали человеком особым, выдержанным. Но однажды приехал мудрец, который очень хорошо знал психологию человека, он сказал ученикам, что Сократ очень жестокий. Те удивились, даже возражали, что не может этого быть. Спросили учителя, тот ответил: «Да, от природы я жестокий. Мне постоянно приходится себя контролировать, не давать свободы своим чувствам и языку».

Когда преподобный Серафим Саровский жил в одном монастыре, братия спросили: «Кто из нас по подвигам выше всех?» Преподобный указал на повара. Все удивились: это же самый злющий человек. А он ответил, что хотя он и злой, но больше всех над собой работает, постоянно себя во всем ущемляет, не дает свободы языку, всем чувствам и рукам. Если бы он дал свободу своим чувствам, то многих поубивал бы. И Господь к нему особо благоволит.

Как-то одна женщина с мужем разругалась, дошло до развода, решила: «Пойду к священнику, что он мне благословит?» Приходит, на воротах кнопочку нажала, звонок зазвенел, собака с цепи стала рваться, священник вышел, на собаку цыкнул, она не замолкает. Пришлось закрыть ее в будку, она порычала, потом перестала. И священник спросил: «Что вас безпокоит?» Она говорит: «Мы с мужем часто ругаемся. Как мне быть?» Он отвечает: «Бери пример с собаки. Она поначалу шумела, кричала, пришлось закрыть ее в будку. И она замолчала. Так и Господь для злого языка дал нам будку - рот, и запоры - губы и зубы. Так что молчи, никому ни слова».

Еще вспоминается интересный пример. Одна женщина пошла к бабке. Церковь запрещает ходить к бабкам, брать у них советы или лечиться. Она же пошла и говорит ей: «Вот у меня страшно-страшно злой муж. Помоги мне избавиться». Но бабка была мудрее, чем эта женщина. Она дала ей две бутылки воды и говорит: «Когда придешь домой, и муж начнет устраивать скандалы, бери в рот воды и молчи, то есть держи воду во рту, пока он не перестанет. Как две бутылки закончатся, приходи, я тебе еще дам». Когда эти две бутылки кончились, спрашивает: «Ну, как?». Отвечает: «Он уже наполовину перестал ругаться». Тогда бабка говорит: «Вот тебе еще водичка, и он совсем перестанет ругаться».

Это о чем говорит? Когда где-то горит огонь, то мы не заливаем его водой, ласковое слово не говорим, а бензин подливаем, и пламя еще выше. Поэтому, когда два человека живут, муж и жена или еще кто-то с кем-то, то диавол одному внушает свое, и второго настраивает супротив. И начинается брань: друг другу не прощают, не разговаривают, это очень плохо.

Есть такие люди: когда разгневаются, дверью хлопают так, что все гремит, или посуду бьют, или даже пускают руки в ход, а если по телефону говорят, то и телефон бросают. Как от этого избавиться? Очень просто. Если мы разгневались, то надо потихонечку дверь закрыть, телефон потихонечку положить на место и посуду не бить. Спокойно, ровно надо совершить этот самый великий подвиг. Какой? Вот когда у нас закипело все внутри, захотелось высказать все ближнему, что мы должны сделать? Не торопиться, когда нас ближний ругает, все вытерпеть и выслушать, а себя в этот момент посчитать грешником великим, сказать: «За мои грехи мне так и надо!» Потому что вся жизнь - это школа, все случаи, какие есть - уроки, и Господь смотрит, как мы в том или в другом случае будем себя вести. Когда у нас сильный гнев, надо сдержаться, тем самым совершить величайший подвиг в своей жизни. Когда у нас внутри все загорелось, чтобы высказать накопившееся с гневом и со злом, надо в это время спокойно, ровно сказать ласковое слово. Ну, для примера: «Радость моя, пойдем, чайку попьем». И тогда уж бес отойдет от нас. Это надо один раз совершить в жизни. Потом, когда второй раз совершим, что-то надо придумать, то в это время гнев уже победить легче. И так с каждым разом будет все легче и легче, и мы достигнем такого состояния, когда у нас не будет ни зла, ни гнева, ни раздражения, ни возмущения, в душе будет мир, тишина, покой. Вот это самое ценное.

Один старец афонский говорил: «Я уже стал, как пес. Кто-то мне говорит: «Пошел отсюда», - я и пошел от него. Он говорит: «Иди сюда». Я иду, не помня обиды».

Вот до какого состояния человек должен образоваться. Преподобный Силуан говорит: «Косо посмотрел на ближнего, уже благодать Божия ушла». А сколько мы не только косых взглядов, а и скверных слов выпускаем из своей души. Их тьма.

И, конечно, человек еще не знает того блага, которое Господь дает нам за терпение. Когда нас ругают, мы должны всех и вся терпеть. Каким путем? Когда кто-то нас оскорбляет, просто надо вспомнить свою греховную жизнь, что, возможно, и я кого-то оскорблял и ругал. А Господь сказал: и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7,2). Надо за свои грехи потерпеть. Почему человек возмущается, ругается? Потому что он в гордыне находится и себя грешником не считает, не видит своих грехов. А тот человек, который видит свои грехи, он за свои грехи терпит все и вся. Конечно, вспомнить свою греховную жизнь, это очень полезно для души.

Когда человек едет на курорт, в санаторий, он платит за путевку. Там он проходит курс лечения, его мажут целебной грязью, он благодарит врачей, доволен и рад. А вот когда нас грязью обливают, мы шумим, кричим, недовольны. Это плохо.

Надо сказать, что гнев - это дар Божий. Но мы должны гневаться против диавола, против греха, против всякой неправды. А мы гневаемся против ближнего и нарушаем заповедь любить Бога и любить ближнего.

Однажды один император увидел солдата: весь грязный, в рваной шинели. Сжалился над ним, взял в карету, привез во дворец, его помыли, одели в чистые одежды. Он оказался хорошим молодым человеком, очень талантливым. Его сделали военным начальником. Но со временем он стал частенько раздражаться и возвышать голос. И как только такое случалось с ним, то он сразу убегал в свою комнату. Побудет там несколько минут, и опять выходит с радостным лицом. Так он делал несколько раз, об этом донесли императору. Тот спрашивает его: «А что у тебя там такое в комнате, что ты всегда бываешь умиротворенным». Вошли и увидели его старую шинель. Он говорит им: «Когда я возмущаюсь и начинаю раздражаться, то забегаю в свою комнату и вспоминаю, глядя на шинель, кем я был раньше и кем я стал теперь».

Этот пример очень полезен для каждого из нас, потому что когда мы начинаем гневаться, надо вспомнить свою греховную жизнь: кем мы были, - а были мы великими грешниками, - и как Господь нас принял через покаяние, очистил, омыл, дал нам чистые, светлые одежды. А мы все-таки, живя со Господом, шумим, раздражаемся, кричим. Надо себя воспитывать, потому что вся наша жизнь - это школа. Господь смотрит, как в том или в другом случае мы себя ведем. Пред Богом все открыто, поэтому надо стараться, чтобы ни одно гнилое слово не выходило из наших уст.

Архимандрит Амвросий (Юрасов), настоятель и духовник Свято-Введенского женского монастыря в г.Иваново