Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Люди Твоя, Господи

ЧИСТАЯ ПШЕНИЦА ХРИСТОВА

В отгороженных от мира архивах, как под спудом забвения - тысячи папок со свидетельствами всепоглощающей жестокости, обрушившейся на Россию. На свою погибель русский народ поверил очередным лжепророкам, залившим нашу землю кровью.

Смиренные чада Русской Православной Церкви восприняли власть большевиков, как попущение Божие за свои грехи, но не сразу духовенство осознало истинное положение вещей в стране и уже вынесенный ему приговор. Разрушались не только церкви Божии, но и живой храм человека. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф.10,22).

«Мне все равно, что со мною будет, быть бы только с Господом», - сказала одна монахиня следователю.

Шелестят страницы… одно «дело», другое, десятки, тысячи, и в каждом сотни имен… Трепещет душа перед чужой исповедью, шепчу слова, запечатленные здесь. Эти страницы хранят дух времени, они, как не боящиеся времени живые свидетели. Многие показания написаны от руки. Здесь и характер, и состояние заключенного, подлинная подпись его, протоколы допроса, справка о здоровье, анкета, ордер на арест, обвинительное заключение - все «необходимое» для вынесения приговора. В конец «дела» обычно вшит конверт. И я уже знаю, что в нем, и все равно не хочу заглядывать: там справка о расстреле. Она краткая, страшная и обдает холодом. Касаюсь собственной руки, чтобы ощутить теплоту жизни и вспомнить, что те, сидящие на допросах, были такие же, как и я…

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин руководит Комиссией по сбору материалов о новомучениках и исповедниках. Под его редакцией был составлен «Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии за ХХ столетие».

Трудом многих людей собираются сведения о жертвах репрессий. Сколько встреч и воспоминаний их родных и близких; кроме архивных документов используются и опубликованные источники. К настоящему времени установлены имена более трех тысяч человек, молитвенная память о которых возносится в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Санкт-Петербурге на Миргородской улице.

…Судьбы людей, которые стали такими близкими мне, уже входят в историю нашей Церкви, в вечность. Для канонизации выбраны те, кто взошел на Русскую Голгофу, - чистая пшеница Христова.

От Санкт-Петербургской епархии были представлены для канонизации на Архиерейский собор:

протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860-1918) и иже с ним убиенные сыновья Николай(1886-1918) и Борис (1887-1918)

иеросхимонах Серафим Вырицкий (1866-1949)

протоиерей Владимир Лозина-Лозинский (1885-1937)

С именем священника Владимира Лозина-Лозинского связана жизнь протоиерея Михаила Бобковского. Именно к о.Владимиру, тогда настоятелю Новгородского Софийского собора, приехал о.Михаил, освободившись после концлагеря в мае 1933 года. Отец Владимир помог ему устроиться и прописаться в Новгороде, чтобы положение измученного священника стало легальным. Служить же о.Михаилу Бобковскому было невозможно. Всем хорошо была известна его жизнь. Служба в Кронштадте - псаломщиком, дияконом, священником, всегда рядом с о.Иоанном Кронштадтским. Затем - Иоанновский монастырь на Карповке, вплоть до его закрытия в 1923 году. К тому же его матушка, Зинаида Петровна, родом из кронштадтских дворян, была племянницей жены о.Иоанна Кронштадтского. Отцу Михаилу после освобождения в 1933 году жить с семьей было запрещено. Он приезжал украдкой. Его поддерживали дети. Иногда он заходил помолиться в Князь-Владимирский собор, где служил с 1927 по 1930гг.

Однажды к нему подошла Павлуша (Павла Афанасьевна Игошова), принявшая тайный постриг. Он вспомнил, что Павлуша была прихожанкой Иоанновского монастыря, а сейчас скиталась по разным квартирам под чужими именами и помогала вернувшимся ссыльным и их семьям, заботясь по-христиански о тех, кто в этом нуждался. Павлуша протянула о.Михаилу сапоги и деньги и сказала: «Это от дорогого батюшки». О.Михаил принял этот дар как лично от самого о.Иоанна Кронштадтского. В 1935 году м.Павла и о.Михаил были арестованы, получили сроки: о.Михаил - 3 года, а Павлуша - 5 лет. Их дальнейшую судьбу нам еще предстоит выяснить.

Работа по сбору и уточнению документов продолжается. Безусловно, ожидается прославление местночтимых новомучеников. Например, монахини Марии Гатчинской (в миру - Лидии Александровны Леляновой), погребенной на Смоленском кладбище, недалеко от часовни святой блаженной Ксении Петербургской. Ее небольшой домик близ Гатчинского собора был хорошо известен многим. С детства будущая монахиня Мария не могла ходить. И, как показывает медицинское заключение, «имела редкое уродство тела». Зато душа ее была чистой и прекрасной. Сотни мирян и многие батюшки прибегали к ее помощи: Мария имела дар утешения в скорбях. При аресте «гэпэушники» бросили ее в машину и увезли. Она была отправлена в тюремную больницу, где, по некоторым свидетельствам, ее пытали, вытягивая жилы…

Удивительна судьба священника Николая Прозорова. В 1918 году, во время кромешного ужаса красного террора, он был посажен в тюрьму как бывший офицер. Из 450 офицеров 150 человек расстреляли: каждый день уводили по 10 человек. Тогда он дал обет, что если выживет - будет священником. И стал им. Служил в Киновии, в Пискаревке, пережил еще несколько арестов: в 1924, 1929 и 1930 гг. В одном из своих последних писем смиренный батюшка писал: «Я много знаю за собой грехов и преступлений против Бога и заповедей Его. Но ведь не нашел греха государственного…»

21 августа 1930 года в 23 часа он был расстрелян.

Из многих известных уже имен священнослужителей хочется рассказать о протоиерее Павле Виноградове, судьба которого тоже связана с Князь-Владимирским собором, где он служил перед арестом в 1929 году. Его обвинили в организации кассы взаимопомощи безработному духовенству и вдовам священников. Взяв подписку о невыезде - выпустили. До 1930 года о.Павел продолжал служить в Князь-Владимирском соборе. Но начинал свое пастырское служение в Кронштадте, в Андреевском соборе, выстроенном праведным о.Иоанном Кронштадтским. Как духовное чадо о.Иоанна он много помогал ему в благотворительной работе с вдовами и безработными, нуждающимися и бездомными. Заведовал местной школой для взрослых, где сам преподавал высшую математику. После кончины о.Иоанна Кронштадтского он стал настоятелем Андреевского собора вплоть до его закрытия. Много сил он отдал борьбе за единство Церкви, выступив против обновленческих настроений духовенства. Когда это движение приняло угрожающие масштабы, о.Павел не изменил своей позиции и как верное чадо Русской Православной Церкви стоял до конца, помня заветы своего духовного пастыря. В 1919 году, во время Кронштадтского мятежа о.Павел пережил плен, оказавшись заложником. 9 месяцев провел в концлагере. Когда его освободили, вернулся в Петроград.

Третий арест о.Павла завершился трехлетним пребыванием в Вишерском концлагере на Урале. После освобождения ему было запрещено пребывание в Петрограде. Это было время, когда за нарушение постановления ВЦИК о том, что каждый человек должен жить там, где прописан, можно было оказаться снова за решеткой. Такое положение способствовало усиленному надзору за всеми сомнительными лицами. О.Павел стал жить в Ленинграде нелегально, ежечасно подвергаясь опасности лишиться свободы. И арест не замедлил - 21 января 1935 года он оказался в ДПЗ на Литейном; ему также инкриминировали участие в контрреволюционной деятельности, к которой относилась обычная благотворительность: оказание помощи безработному духовенству и семьям расстрелянных и сосланных священников. Приговорен к ссылке в Красноярский край на пять лет.

Предстоит еще большая исследовательская и архивная работа, чтобы выяснить дальнейшую судьбу о.Павла Виноградова и монахини Мария, о.Михаила Бобковского и многих-многих других. Хотя опыт архивной работы свидетельствует, что для большинства арестованных 1937-й был последним годом их жизни.

†††

…Скорбью покрыта вся земля русская, болью исходит сердце, когда только пытаешься представить разразившуюся катастрофу и понесенные жертвы. Теперь понимаю, почему, подходя к серой громаде на Литейном проспекте, рука невольно тянется осенить себя крестным знамением. Я приближаюсь к Голгофе своей Отчизны, к лобному месту терзаний и казни душ христианских. Уже потом узнала, что здесь был храм, освященный во имя прп.Сергия Радонежского. И мы, на пороге третьего тысячелетия, как и наши славные предки, вступаем в битву за поруганную святую веру и Родину по молитвам всех святых, среди которых блистающий сонм новомучеников и исповедников Церкви нашей.

Лидия СОКОЛОВА, СПб