Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВЪДИ

1.Раскрою я Псалтирь святую...

Поэтика Псалтири - сейчас главная тема исследований Нины Павловны САБЛИНОЙ, кандидата филологических наук, доцента, преподавателя церковной словесности на отделении древнерусского церковно-певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории, в университете педагогического мастерства и др. Мы начинаем публикацию ее размышлений о любимейшей книге русского народа, сложившего пословицу: «Псалтирь - всем книгам мати».

Псалтирь - так назвали богодухновенную книгу псалмов 70 толковников, переведших Библию задолго до Рождества Христова с древнееврейского языка на греческий. Псалом - стихотворная песнь о Боге, псалмопевец - творец, сочинитель псалмов. По-еврейски сборник псалмов именуется «Сефер теиллим» - «Книга хвалений». Ведь изначально хвалебные песни о Боге звучали под аккомпанемент струнного музыкального инструмента, который именовался псалтирью. Именно от него получила название и книга.

Псалтирь как книга красных песен Израилевых составилась в Ветхозаветной Церкви, в ней соединены совершеннейшее богословие и высочайшая поэзия, она и молитвослов, и лучший учебник грамоты, созидающий православно-языковую картину мира. В ней мы находим прикровенное указание на Бога-Троицу: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. (Пс.32,6). По глубине богословия Псалтирь являет собой Ветхозаветное Евангелие. За две с половиной тысячи лет до Рождества Христова псалмопевец Давид живо описывает события Нового Завета, которые он видит пророческими очами как сбывшиеся: приход в мир Спасителя: Человек и человек родися в нем (то есть в граде Божием), и той основа и вышний, (Пс.86,5), Его добровольные страдания на кресте: Боже, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси? (Пс.21,2), Его преславное Воскресение: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (Пс.67,2), отступничество избранного народа: Сынове чуждии солгаша Ми (сыновья как чужие солгали Мне, Пс.17,45), о Богородице: Предста Царица одесную Тебе (Пс.44,10). Особенно ярко Давид описывает Господа Иисуса Христа как Мессию и Царя всех веков. Давид пророчествует о Его Втором пришествии и Страшном суде, когда будет радоваться вся угнетенная и измученная грехопадением человека природа: Возрадуется вся древа дубравная от Лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею (Пс.95, 12-13).

Псалтирь являет нам совершеннейшую поэзию, не утраченную при богодухновенных переводах на греческий, славянский и другие языки, но приумноженную и обогащенную. Руце мои сотвористе орган, и персты мои составиша Псалтирь. Так повествует Давид в псалме, писанном «особь», отдельно от всех 150 псалмов. Православная Церковь почитает царя и пророка Давида как главного сочинителя и творца Псалтири, как избранный сосуд Духа Святого. Сам Господь Иисус Христос изволил по плоти произойти из царского Давидова рода, почему к Господу и обращаются в Евангелии: Иисусе, Сыне Давидов. Царь Давид был помазанником Божиим (славянскому слову «помазанник» соответствует еврейское «мессия» и греческое «христос»). В Псалтири слово «помазанник» приложимо и к Давиду, и к Господу Иисусу Христу, а также к каждому христианину.

Господь часто приводил стихи из псалмов в доказательство Своего Божественного достоинства, молился словами из псалмов царя Давида, пел их со Своими учениками. Так, после пасхальной вечери Господь пошел на гору Елеон, воспевая псалмы (Мф.22,41-46). Апостолы и первохристианская Церковь пользовались Псалтирью как богослужебной книгой, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий говорят о псалмопениях во время молитвенных ночных бдений. Св. Афанасий, св.Григорий Нисский, св.Ефрем Сирин называли Псалтирь малой Библией и церковным молитвенником. Удивительно звучала Псалтирь в катакомбах Древней Церкви: чтец на возвышении возглашал надписание псалма и запевал псалом, а собравшиеся вторили ему на каждый стих. Постепенно было введено антифонное (попеременное) псалмопение, о котором святой Григорий Назианзин восторженно сказал:

Смотри - ночь в Божьем псалмопеньи:
Забыта немощь жен, мужей.
Сонм Ангелов святых! Каких?
Которые то вместе, то попеременно
Поют хвалу Отцу Небес.

Известно, что св. Афанасия спасло пение псалмов: солдаты, ворвавшиеся в церковь, не убили его, умилившись до слез красоте и гармонии песнопений. В монастырях был выработан устав Неусыпающей Псалтири. Только наизусть знающие Псалтирь могли принять иночество и священный сан. Обучение детей начиналось именно с Псалтири, дабы по слову апостола Павла: Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: учаще и вразумляюще себе самех во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви (Кол.3,16).