Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Сергей Бехтеев
МУЧЕНИКИ
Они идут! Раздайтесь, расступитесь,
Снимите шапки, бросьте враждовать!
Благоговейте, кайтесь и молитесь!
Они идут за правду умирать.
 Из катакомб, из тюрьм и подземелий,
 В кровавый цирк их гонит красный Рим,
 На мрачный пир немых могильных келлий,
 Где уж никто не будет страшен им.
Глумясь над истиной поруганного Неба,
Безумствует вокруг звериная толпа,
Нахально требуя позорища и хлеба, 
Коварно-мстительна, злорадна и слепа.
 Они идут - гонимые, больные,
 Покорные веленьям палачей, 
 Пред Богом и людьми подвижники святые,
 Немые жертвы дьявольских мечей.
 Ликует Рим еврейского Нерона;
 Живые факелы безропотно горят,
 И льется кровь, и на ступенях трона
 Победу празднует обожествленный ад...
Умолк топор! Ползут ночные тени;
Кровавый цирк одел седой туман.
Их больше нет! Склонитесь на колени
У праха новых христиан!
1921 г.
	
Мы живем в знаменательное время. В августе состоится Архиерейский Собор, на котором будет прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских. Этому событию нет равных во всей истории Православной Церкви. Разъяснения дает член Синодальной Комиссии по канонизации святых, игумен Дамаскин (Орловский), духовный писатель и церковный историк, посвятивший многие годы собиранию и изучению материалов к прославлению священномучеников.

- Отец Дамаскин, как происходит канонизация в Русской Православной Церкви, чем руководствуется Священный Синод при решении о канонизации?

- Избранники Божии святы вне зависимости от нашего мнения. Церковь лишь свидетельствует их прославленность Богом, канонизируя их установленным образом, включает во святцы, в месяцесловы, составляет им службы, совершает молебны. Обычно в лике преподобных и праведных святые прославляются Господом через чудеса. Люди обращаются к ним с молитвами о помощи и обретают просимое. Чудеса становятся явными. Они свидетельствуют, что Господь прославил этих святых. Мученичество же и в древней Церкви не требовало особого свидетельства святости, прославления чудесами. Оно есть высший подвиг христианина и само по себе - чудо. Оно заключается в том, что Господь дает мученику духовные силы претерпеть страдания, испытания, пытки, часто превышающие меру человеческую. Это происходит с мучениками не в силу их физического или какого-то особого устроения, а в силу действующей в них благодати Духа Святого.

Чудеса мученичества засвидетельствованы со времен древних христиан. С тех пор в любые годины испытаний и гонений на Церковь мы находим примеры того, как люди вынесли страдания чрезвычайные, превышающие меру человеческую, претерпели мученическую кончину, сохранив верность Богу и Святой Его Церкви. Этого уже достаточно для их канонизации как Всероссийских святых. Если они были убиты, то будут прославлены в лике мучеников или священномучеников. Если они пребывали в заключении долгое время, но умерли на воле, - то в лике священноисповедников или исповедников.

- Отец Дамаскин, как осуществляется сбор материалов для канонизации святых?

- Еще в 1993 году по постановлению Священного Синода во всех епархиях были созданы епархиальные комиссии по извлечению из архивов материалов, касающихся мучеников и исповедников XX века. В некоторых епархиях такие группы были созданы, в некоторых - нет. Тщательно исследовалось устное церковное предание, следственные документы архивов ФСБ. Так как в истории Русской Православной Церкви никогда не было такого гонения, не было такого великого множества мучеников и не было практики прославления именно мучеников, то отсутствует опыт восприятия протоколов допросов, других подобных документов. Являются ли они чисто светскими? Что за ними видит церковный человек? Прежние исследователи не сумели эту проблему разрешить, потому что она упирается в вопрос: какими критериями пользоваться?

Синодальная комиссия по канонизации святых изучает и рекомендует к канонизации не всех пострадавших. Потому что не все насильственно умерли, не всех репрессировали за исповедание веры. Для канонизации важен вопрос безкомпромиссного, чистого и доблестного стояния за веру. Канонизация не только способствует выявлению святых, она имеет для Церкви и дидактический смысл. Потому что исповедничество является образцом христианской жизни для верующих. Образ святого должен быть прозрачен для нас, не раздваиваться и не вызывать смущения. Поэтому при изучении документов возникли мучительные вопросы. История тех лет прекрасна единым подвигом множества мучеников, их стойкостью и чистотой святости, но в то же время эта страшная эпоха породила и духовное падение многих. Так было и в древности. Люди соглашались на нечестные поступки, чтобы не попасть в тюрьму, не погибнуть. Но Церковь прославляет не всех пострадавших, а тех, кто был заключен за веру в тюрьму, где вынес все унижения, издевательства, допросы и самую мученическую кончину. Это критерий, которым пользуется Комиссия. Ранее эта насущная проблема изучения и отбора материалов, касающихся каждого мученика, не имела решения в Церкви. Именно поэтому сравнительно немного было канонизовано новомучеников в предшествующие годы. В то же время Зарубежная Церковь решила вопрос канонизации иначе. Изначальные архивные материалы для нее были недоступны и проверка всех необходимых фактов отсутствовала, поэтому имевшая место канонизация основывалась на труде протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики и исповедники Российские». Все, о ком писал о. Михаил, были изображены на известной иконе новомучеников российских, вне зависимости от того, были ли они обновленцами и отступниками или нет. Со временем это породило в некоторых случаях смущение.

Русская Православная Церковь стала исследовать каждое дело, собирая и проверяя материалы о каждом мученике, не ограничиваясь тем, что сохранилось в архивах, но обращаясь и к воспоминаниям свидетелей. Должно было стать ясным, как человек выдержал испытания: не стал ли он предателем из-за малодушия или желания выгородить себя, чтобы сохранить жизнь, и будучи психологически сломленным, согласился просто оговорить всех и вся. Конечно, такой тщательный подход требовал для анализа много времени и огромного труда.

После того как Комиссия изучила представленные документы персонально по каждому мученику и исповеднику и не осталось сомнений в истинности совершенного ими подвига, материалы были переданы в Синод, который принял решение о канонизации новомучеников и исповедников XX века на Архиерейском Соборе.

- Насколько можно доверять документам репрессивных органов?

- Ваш вопрос надо конкретизировать. Однозначно можно сказать, что изученные документы не являются составленными для того, чтобы скомпрометировать подсудимых и подследственных в вопросах вероисповедания. Они являются подложными с другой стороны: компрометируют каждого перед лицом правящего режима. Людей заставляли подписывать ложные обвинения, вынуждали давать показания о ведении антигосударственной деятельности, участии в террористической организациях, имеющих цель свержение советской власти. Обвинение было одно: борьба против кесаря не только словом, но и делом. Если такие показания есть, они всегда подложные. Действовала огромная государственная машина, целью которой было уничтожение Церкви. При изучении архивов ФСБ современные историки задумываются: почему сохранилась Русская Православная Церковь? При полноте знания становится ясно, что Церковь сохранилась только благодаря чуду. Архивы ФСБ важны, но они являются только свидетельствами лютой деятельности репрессивных органов. Главные решения принимались в политбюро, где была узкая группа людей, принимающих принципиальные решения по церковным вопросам. Архивные документы, хорошо известные теперь церковным историкам, свидетельствуют, как человек в застенках боролся за свою душу, за то, чтобы не стать на путь предательства: сотрудничества с репрессивными органами против своих собратьев, перехода в ряды внешне церковные, антицерковные или просто безбожные.

Когда становилось ясно, что человек ведет себя как исповедник, органы собирали компрометирующие сведения. Важно было сломить человека духовно. Архивы свидетельствуют и о величайшей вершине подвига исповедников, их святости и доблести, а также и о падениях.

В XX веке наша Церковь вошла в страшный период мученичества. Сотни епископов, тысячи священнослужителей, сотни тысяч очень стойких православных мирян, неожиданно, живя в мирных условиях, оказались вдруг в эпохе христианских гонений. Это даже трудно представить. Люди жили в православном государстве, имели православные представления о жизни и взаимоотношениях с государством. Началась война, но духовно это еще было обычное время. И вдруг за какие-то несколько лет - полный переворот в сознании. Многие даже психологически не могли освоиться с новой действительностью, где столкнулись со страшными сатанинскими силами, о существовании которых не все знали, а кто и знал, то едва ли подозревал, что они так быстро и безпощадно развернутся. Предлагался выбор: или исповедничество - или отступничество. Как и в древности, когда между гонениями жили мирно, а после издания указа какого-нибудь императора исповедников влекли в темницы, потом на пытки, которые не все выдерживали. Из древней истории знаем, почему человек не выдерживал: ему не удавалось подавить свою гордость, смириться до того, чтобы даже бесы были безсильны над ним. Это главное. Господь отступал лишь от самонадеянных, кому недоставало смирения. И они ломались. Это ответ на вопрос, почему одни люди выдерживали, а другие нет. Можем обратиться к примеру духовного опыта владыки Фаддея, который достиг в узах на поприще смирения сугубой благодати Божией.

- Отец Дамаскин, почему вы говорите о смирении, ведь казалось бы, подвиг мученика требует мужества, твердости?

- Церковь знает, что в тот момент, когда человек оказывается под пытками и в окружении очень лукавых, злобных и коварных людей, тогда полагаться ни на свою силу, ни на свой разум, ни на свое мужество уже нельзя. Противостоишь огромной сатанинской системе, воздействующей через людей, продавших свои души. Человек беззащитен перед прямым духовным воздействием, хотя бы оно и действовало через людей. Разрушительно даже не само физическое давление, а тот адский ужас, который чувствуешь рядом с этим злом, незримо пребывающим всюду. Когда человек осознал свое положение полной беззащитности, остался лишь под покровом своей кожи, как говорили святые отцы, то ему ничего не остается, кроме смирения. У него открываются глаза на собственное недостоинство и греховность. Становится ясно, что ничего в жизни не собрано, как у разбойника на кресте. И вот тут он начинает взывать ко Господу. Кресты мучеников и подвижников учат нас обдумывать прожитую ими жизнь, где так очевидна их безжалостность к себе, безпощадное обличение своего полного недостоинства. В преддверии своей смерти они видят прожитую жизнь совершенно недостойной вечности с Богом. Такое самоумаление присуще христианам очень высокой духовной силы. Если у человека в тюрьме нет смирения и он не старается его обрести, то Дух Святой оставляет его. Человек рассчитывает только на свои силы, а перед ним такая махина, которая крушит все. Нам трудно сегодня представить, как государство уничтожает человека. Хотя, быть может, этот опыт для кого-то не столь уж далек.

Безбожное государство безапелляционно заявляет, что хочет раздавить, уничтожить тебя, не оставляя другого выхода, кроме смерти. Ты один перед этой махиной. Кто-то по слабости или недомыслию начинает с ней заигрывать, подстраиваться, но рано или поздно проигрывает. А человек, который опытно осознал, что ничего в себе не имеет доброго, не накопил ничего, кроме греха и смрада, обращается только к Богу. И тогда он получает укрепление от Бога, обретает благодать, которая дает возможность устоять перед испытаниями. И это есть чудо, ибо устоять человеческими силами невозможно. А можно лишь нечеловеческими, если есть в тебе смирение.

Это главный духовный принцип, обретенный христианскими мучениками всех времен. Они выстояли, потому что смирялись перед всем и вся. Смирялись не в человеческом смысле, как безсильные перед следствием и угождающие ему, нет. Они просто ставили себя ни во что. И это давало им спокойствие. Не страшно было переносить болезни и муки тем, кто уже все и вся оставил в этой жизни. Ничто, кроме веры во Христа, уже не имело для них ценности. Вера - это единственное, что они хотели сохранить в себе. Очень малое зерно, но благодаря ему вырастало древо подвига. И покрывала их благодать, и они претерпевали страшные муки, и не удавалось их сломить, и следствие перед ними отступало. Чекисты очень хорошо понимали, не своей, конечно, человеческой силой, а бесовской силой, кто перед ними стоит. И если видели в человеке гордость или слабость (духовную, не физическую немощь), то они, конечно, нажимали на такого человека. Он начинал запутываться, наивно полагая, что войдет с ними в контакт, потянет время, выиграет какую-то паузу в этой изнурительной следственной борьбе, которая длилась когда неделями, когда месяцами, а иногда и годами.

Если же человек смирялся и ничего для себя не ждал, готов был на мученичество, оставив в жизни все, кроме Христа, то они сами от него отступали, потому что он становился для них, в некотором роде, неуязвим. Этот феномен существует. Таким людям, как и в древности христианам-мученикам, пытки не были вполне чувствительны. Господь ставил им предел страданий. Так устроено Господом Богом, что человек выносит страдания и пытки только до известного предела. Потом он перестает чувствовать боль. Таково устроение человека. Если же его страх превышает его веру, он начинает ощущать себя лишь земным существом, то тогда он сдается раньше, чем Господь его уводит с поля мучилищного.

- Будут ли канонизироваться подвижники благочестия, например, о. Алексий Мечев, его сын - о. Сергий?

- Святой праведный Алексий Мечев - великий старец. Во времена Патриарха Тихона была большая община его духовных чад. Он будет канонизован на этом Соборе, но отдельно, не с мучениками. А сын его, священник Сергий Мечев, будет канонизован в Соборе новомучеников.

- В этот юбилейный год кто из новомучеников будет прославлен?

- Было принято решение о соборной, но поименной канонизации. Будет прославлено около 1000 святых. Это осознать психологически нелегко, если помнить, что в 1996 году на Соборе было канонизовано только три святителя: сщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; сщмч. Петр (Полянский), митрополит Крутицкий; сщмч. митрополит Серафим (Чичагов). Теперь все будут канонизованы как священномученики и как исповедники. Будет написана общая икона и общий тропарь. Но постановление Собора коснется и написания каждому новопрославленному святому службы, каждый займет место в церковном календаре - в день мученической кончины и в день Собора новомучеников, который празднуется Церковью 7 февраля.

Я думаю, что канонизация - это главное событие и на этом Соборе, и в истории Русской Православной Церкви. Это плоды ее тысячелетней истории. Великие плоды, которые собрал Сам Господь, попустив мученическое гонение, словно вернув нас к начальному периоду христианства. Велико духовное значение минувшего времени: мы можем молитвенно обращаться за помощью к святым, которые предстоят за землю Русскую пред престолом Божиим. Думается, это - последнее, на что мы можем надеяться. Ведь из земных богатств - природных, экономических, военных - у нас мало что осталось. Лишь духовное наследие неотторжимо, его нельзя изъять или приватизировать. Это наша духовная сокровищница, являющаяся Церковью Торжествующей, откуда всегда может черпать огромный духовный капитал наша Церковь земная, Воинствующая. Это событие многими еще не осознано. Почему оно сокрыто от людей, хотя никто ничего не скрывает - Комиссия работает, постановления Синода печатаются? Видимо, потому, что это явление превышает масштаб жизни человеческой, ее психологических возможностей. Нам видна огромная гора, поскольку у нас горизонтальное видение, но сама вершина недосягаема для глаз. Надо очень далеко отойти, чтобы ее хоть чуть-чуть увидеть и как-то воспринять. Но очевидно уже сейчас, что это огромное событие, которого никогда не было в Русской Православной Церкви.

- Много разноречивых мнений существует по вопросу канонизации Царской Семьи...

- Вопрос о канонизации Царской Семьи решит, конечно, только Архиерейский Собор. Я могу лишь высказать собственное неофициальное мнение, что решение о канонизации Царской Семьи существует и будет принято на Соборе вне всяких сомнений. Слухи, которые бытуют в церковной среде, несостоятельны, они не имеют под собой никаких фактических оснований. Решение Синода о канонизации высказано еще на прошлом Соборе. Этот вопрос в компетенции Архиерейского Собора, и решение будет принято по предварительному положительному решению Синода. И Синод, и Председатель Синодальной Комиссии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, безусловно, будут настаивать на канонизации. Но мы должны понимать, что архиереи, которые соберутся на Соборе, свободны высказывать то или иное мнение. В связи с ним и будет приниматься решение по этому вопросу, которое не зависит уже от Синода.

† † †

Соборно будут канонизироваться мученики, и отдельно - такие подвижники и святители, как Макарий Невский, митрополит Московский, миссионер; московский священник Алексий Мечев и другие.

- А Валаамские святые, которые в XVII веке пострадали от шведов...

- Все валаамские святые будут отдельно канонизованы на Соборе, поскольку они не являются мучениками XX века. К прославлению будут созданы две иконы. Одна - Собор новомучеников, а другая - лично каждого святого. Все они будут поименно представлены. Зарубежная Церковь в вопросе о канонизации будет принимать решение в соответствии с решением Русской Православной Церкви. Это очень важный исторический и церковный принцип. Потому что, если канонизовать только тех, которые сейчас известны Церкви, то этого мало. Епархии присылали сведения, люди занимались, монастыри, приходы. Ревность была явлена немалая. И поэтому канонизация будет всех мучеников.

- И местночтимых и поименованных?

- К местночтимым надо вернуться и к поименованным. Имена которых мы знаем и которых не знаем, будут канонизованы все. Поэтому в феврале, в день памяти Собора новомучеников, будет уже не панихида им служиться, а молебен. Поскольку они будут канонизованы соборно, то уже не будет стоять вопрос об отдельной канонизации. Работа же по сбору материала в отношении еще неизвестных святых, если Богу угодно будет, продолжится. Подвиг мучеников, которые еще не известны нам, потребует особого акта канонизации. Это очень важно. Изученные материалы должны поступать в Синод, чтобы не получилось безпорядка. Например, внучка придет и скажет: «Вы же канонизировали всех. Надо заказать молебен моему дедушке».

Русская Православная Церковь пошла по пути канонизации Собора всех святых мучеников. Остальные будут включаться в святцы по изучении. Полагаю это ясным и справедливым.

Но остался вопрос о канонизации местночтимых святых. В нашей Церкви канонизация в местночтимые святые является подлинной канонизацией, с последующим включением местных святых во всероссийские святцы. Второй канонизации нет.

Поскольку подвиг мучеников - один из высших подвигов, то все мученики и исповедники будут канонизоваться только как всероссийские святые. А вот местночтимые святые по благословению Патриарха будут включены особым списком, согласно сведениям, поступившим из епархий за прошедшее время. Среди них - святитель Лука Войно-Ясенецкий, Андроник Пермский, Феофан Соликамский, Варлаам Белогорский, митрополит Константин Дьяков, архиепископ Онуфрий Гоголюк, архиепископ Курский. И еще более двухсот святых.

- Наверное, это церковное событие сопоставимо только с Макарьевской канонизацией. За всю историю Церкви такого не было.

- Совершенно верно. И в Русской Церкви, и во Вселенской Церкви мы такого события не знаем. Сегодняшнее событие по числу святых превышает Макарьевский Собор, который известен тем, что на нем была канонизована чуть ли не половина преподобных, вошедших в русские святцы. Время такое и эпоха такая досталась России. Благословенная эпоха.

Интернет-страница «Русское Воскресение»

От редакции. Выражаем благодарность архимандриту Панкратию, игумену Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, за предоставление статьи игумена Дамаскина (Тверская епархия).