Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

ДРУГАЯ ЖИЗНЬ

С радостью велией наша паломническая группа собиралась в далекое путешествие по святым местам нашего Севера. Кто читал записки Андрея Николаевича Муравьева “Русская Фиваида на Севере”, тот отправился в эту поездку с большими ожиданиями и даже трепетом. Жива ли русская земля? Драгоценные жемчужины монашеских обителей близ чистых озер и рек всегда зовут тянущееся к Богу сердце.

Тихвинская обитель

В Успенский Богородичный монастырь мы приехали, когда уже закончилась архиерейская служба. Владыка Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский служил в этот день Божественную литургию в монастыре. Праздничная служба ознаменовалась общей радостью: в этот день о. Евфимий был возведен в сан игумена Тихвинской обители с вручением жезла - символа духовной власти и пастырского служения. Когда о.Евфимий благословил трапезу наших паломников, мы сердечно поздравили его, и, конечно, первый вопрос был о возвращении Тихвинской святыни из Чикаго:

- Нужно всем православным миром объединиться и восстановить монастырь, тем самым выполнить условия, поставленные сегодняшними владельцами Тихвинской иконы Божией Матери. Многие помогают, идет реставрация и восстановление древней обители. Пожертвовано прекрасное паникадило, а вчера в дар монастырю привезены колокола. Братия с благодарной радостью молится о всех жертвователях, помощниках и благоукрасителях храма. Наш труд и молитва приблизят день встречи Тихвинской иконы на древней ладожской земле.

Сколько сил в Отечестве собирается для возрождения поруганных святынь! Рады паломникам в монастырях земли нашей: кто копеечку везет, кто припасы, кто медикаменты, кто одежду, кто книги, а кто самое ценное - свои трудовые руки. Все, что мы отрываем от себя ради ближнего - значит для Бога. Одни в безумии разрушали церкви Божии, а их дети и внуки возрождают святыни, излечивая и свой внутренний храм, также взывающий о помощи.

О память сердца! Ты сильней ...

Эти строки Константина Батюшкова в Прилуках знает каждый. Здесь, при монастыре прп. Димитрия Прилуцкого, русский поэт и завещал себя похоронить. Его надгробие не порушено ни людьми, ни временем. Многие знают о постигшем поэта душевном расстройстве, но редко кто ведает о том, какое облегчение своей душе находил он здесь в молитвенной тиши храма. Именно частые поездки в Прилуцкий монастырь и молитвенная неспешная жизнь вдали от мира возвращали Батюшкову покой душе и утраченный рассудок. И по сей день у мощей прп. Димитрия продолжают совершаться исцеления. Об этом нам рассказали послушники, которые радушно встречают паломников. Показали нам и тяжелые вериги, которые носили подвижники в 14 веке, и посох самого прп. Димитрия. К святым мощам угодника Божия прикладывались благоговейно. Вокруг монастыря высятся надежные укрепления, свидетельствующие и о физической, и о духовной мощи наших предков. Хотя, если взять те вериги, которые выставлены в епархиальном музее, то они впору только худенькому подростку. Так усмиряли свою плоть современники Димитрия Донского, а дух их был крепче вражеского меча. Он объемлет нас под низкими сводами храма, где так любил молиться прп. Димитрий. Как радостно богомольцу это незримое общение. А прилужане рады, что их записочки мы отвезем к питерским святыням - к прав. Иоанну Кронштадтскому, блаженной Ксеньюшке и в лавру, к мощам св. Александра Невского.

Пристанище усталых путников

Во время путешествия так хорошо покинуть автобус и хоть на несколько часов погрузиться в целебный сон на простой кровати, которая во время многодневного паломничества кажется пределом комфорта. Здесь, в двухэтажном доме со скрипучей деревянной лестницей, нас ждали с радостью, несмотря на то, что мы приехали под самое утро. Четыре часа сна вернули бодрость и силы. На службу в монастырь пошли отдохнувшими. После трапеза - монастырская уха со щукой, пойманной близ Горицкого монастыря, вызвала всеобщее одобрение. По стенам трапезной висели детские рисунки. Как мы узнали потом, воскресная школа, располагающаяся в этих стенах, ежедневная. Есть дети из неблагополучных семей, из подопечных детских домов, из прилукской школы. Сколько сил есть, столько и отдается детям, которые чувствуют себя здесь желанными и любимыми.

Как близок Господь...

Во время отдыха разговорились с Геннадием Павловичем, который в странноприимном доме встречает и заботится о гостях не меньше, чем Нателла и ее мать Людмила, по милости Божией обретшие при монастыре служение Марфы и Марии. Гостям они служат с радушием и любовью, а детей учат закону Божию.

В неспешной беседе много житейской мудрости, у каждого есть чему поучиться. Запомнилось то, что стало давно общей болью и связано с трагедией в Афганистане. Геннадий Павлович рассказал историю, которых война знает великое множество во все времена, не исключая и наши.

Так случилось, что один из наших солдат попал в плен к душманам. Готовилось ритуальное убийство. Привязанный к дереву на палящем солнце, он видел, как размеренно-неторопливо точится нож, которым с него будут снимать кожу. Он готовился к мукам и молил Бога только о том, чтобы не закричать, чтобы Господь послал ему смерть раньше лютой пытки. И вдруг один за другим в небе стали появляться ревущие вертолеты. Они кружили над горным аулом, над площадью, где был разведен костер и где впервые в жизни молился привязанный к дереву военнопленный. С неба хлынуло море огня. Приговоренный к смерти потерял сознание, а очнулся через двое суток в Ташкенте, в госпитале. Когда стал ходить, сбежал от врачей в церковь и крестился.

За что русский человек так любил богомолье, дальнее паломничество к святыням чудотворным? За благодатный мир, обретаемый сердцем, так жаждущим бытия с Богом, и за встречи в пути, которые Господь посылает, чтобы научить нас любить человека.

Гора-Горица

На высоком берегу реки Шексны вблизи подножья горы Мауры расположилась монашеская обитель, история которой уходит в глубь веков. Многие из насельниц приняли мученический венец, став жертвой царского гнева и подозрительности. Среди политических амбиций и похоти власти свершалась лютая расправа с возможными конкурентами на престол. Здесь, вдали от страстей мира, растворялась в молитве скорбь инокинь, рожденных для царских почестей. Крепкие стены скрывали горькие слезы отверженных цариц, принявших муку и смирившихся пред волей Божией.

В наши дни разрушенная обитель возрождается далекими потомками тех, кто считал, что невозможно сокрушить незыблемую святыню родной веры, теплящей лампады в каждом доме. Сегодня ко Господу тянется столько душ человеческих, обретших веру и стремящихся служить Богу во всю меру своих сил. Общение с такими людьми, даже самое краткое, не забывается, и в трудную минуту воспоминание об их самоотверженности помогает преодолевать свои немощи и скорби.

Современный Горицкий монастырь насчитывает всего девять насельниц - наместницу монахиню Евфалию с сестрами, проходящими искус послушания. Хозяйство монастырское свидетельствует само за себя. С первого взгляда все дышит ревностным трудом и уютом, который умеют создавать женские руки. Земля и порушенные монастырские постройки ждут рабочих рук. И наши паломники, увидев, что наколотые дрова высятся горой, с радостью сообща стали укладывать их в поленницу, не желая, не потрудившись вкушать монашескую трапезу.

А потом все отправились на святую гору Мауру, с которой преподобный Кирилл Белоезерский увидел то место, где Божия Матерь благословила ему подвиг жизни. Все по очереди постояли на камне, где молился св. Кирилл, возрадовавшийся духом о милости Божией. Теперь здесь стоит поклонный крест, указующий, что это место святое, избранное. Как, впрочем, и везде, где трудится человек во славу Божию. Об этом был наш разговор с матушкой Евфалией и с духовником обители о. Венедиктом.

- Батюшка, все ли пригодны для монашеской жизни? Сейчас, среди образовавшейся в миру безпутицы, многие потянулись к вере, читают с интересом о монашестве древнем и о современном. У кого-то сердце возгорится, а потом потухнет...Как не ошибиться?

- Надо приехать в монастырь, обязательно поработать, посмотреть на эту жизнь. И если приживется человек, все дальше будет хорошо. Все пригодны, кто понимает, зачем он в этом мире и почему в монастырь пришел. Интересует человека жизнь за стенами монастыря? Или он весь здесь - церковь, келия, молитва, послушание? Может забыть про себя? Жил-жил в миру, учился, что-то думал, делал, и все это оставляется, приходишь и говоришь: научите меня жить, как вы живете, или - научите меня жить правильно. Оставляют свою волю и начинают жить по новому укладу. Если усилия прикладываются от самого сердца, тогда община его принимает, и продолжают уже жить все вместе.

Если же человек приходит в монастырь с желанием кому-то что-то доказать, это желание все равно даст о себе знать, вырастет, погонит в мир.

- Как сохранить свой монастырь?

- Основная добродетель монашеская - терпение. А у нас очень много своего “я”. Начинаем смотреть на других - что делают начальствующие, собирать всякие слухи, сведения. А на самом деле перед нами Евангелие, заповеди Божие, обеты монашеские. Выполняй их, ни с кем себя не сравнивай, ни на кого не смотри, живи, спасайся. Ведь заходишь сюда - другой воздух, другая жизнь. Кто-нибудь случайно приедет в монастырь, а сердце шевельнется. Кто-то, глядишь, останется потом навсегда.

Так случилось с самой настоятельницей Горицкого монастыря матушкой Евфалией. Приехала в Золотоношу просто в отпуск, никогда не думала о монашестве, а предложили остаться, сердце и согласилось. Родители благословили только через год. О своем первом монастыре матушка Евфалия рассказывает с любовью:

- Почему Золотоноша называется? По преданию, корабль с золотом утонул. И потому и река Золотоноша, и город Золотоноша. Наш монастырь раньше был мужской. Один монах пришел с Афона и поселился на горе. В отличие от современных монастырей в нем есть корень старчества, жизнь под руководством. В монастырь приходят работать над своими страстями, видеть всех лучше себя, не укорять никого.

- А внешнее благочестие, которое сейчас так в ходу? Оно усваивается быстро, а внутренний человек заброшен...

- Да, интерес к чужому, к внешнему - это не то, что нужно для монашества. Надо воспринять одно: любой человек выше тебя, а ты хуже Танькиной кошки.

Сейчас у нас наладилась богослужебная жизнь в Введенском храме. Есть святой источник Тихвинской Божией Матери. Появился при игуменьи Маврикии. Трудно сестрам было доставать воду в реке. Одна старица шла по полю, запнулась за камешек, и истекла вода прямо в сторону монастыря. Это было 9 июня в день Тихвинской иконы Божией Матери.

- Матушка, а кто вам помогает?

- В основном, конечно, помогает о.Константин Васильев, настоятель Вологодского кафедрального собора. Он рабочих набрал, средства изыскал, многие столярные работы сделаны. А ему 71 год. Помогают питерские подвижники - Герман Николаевич и Майя Петровна Кузнецовы. Они приезжают с 1991 года. Набирают группу 13-18 человек и каждый год у нас трудятся. Добраться просто: на автобусе - от Вологды до Кириллова и 7 км до Гориц на местном автобусе. Либо от Череповца на «Метеоре» по реке Шексне.

- Есть возможность принять паломников, трудников, тех, кто читает нашу газету, и вот соберется в дорогу к вам потрудиться во славу Божию?

- Пожалуйста, всегда примем. Узнают, какова жизнь на Севере. Труда, конечно, много. А в монастырях и должен быть труд. Нельзя гуляюче жить. У нас послушницы уже в 6 часов коров обряжают. Курам дать зерна, коз подоить, 20 соток земли, сенокос. Самые испытания для человека во время послушания. Не каждый может слушаться: «Благословите», - и пошел трудиться. Нравится - не нравится, а послушание превыше всего.

Пока мы разговаривали с матушкой Евфалией, подошла послушница Ирина. Для нее монастырь родной дом, она говорит:

- Одна старица пророчествовала, что монастырь возродится к былой славе. У нас большая библиотека, думаем об иконописной мастерской. Но сейчас пока рук не хватает.

Послушница Иулия продолжает:

- Как я пришла к вере - это не выразить. Искала смысл жизни: зачем живем? Все время мучительная неудовлетворенность. А когда пришла в церковь, то на все вопросы получила ответ.

Последний вопрос о.Венедикту:

- Возраст является препятствием для монастырской жизни, если нужны прежде всего трудовые руки? Иногда очень пожилые женщины хотят уйти из мира в монастырь.

- Господь говорит: “Человека, приходящего ко Мне, не изгоню”. Так и в монастыре, если человек благочестивый, то почему мы должны его отогнать?

Уезжая из Гориц, мы уже знали, что непременно вернемся сюда, чтобы потрудиться вместе с сестрами, научиться правильно жить и молиться. На душе было радостно, ведь мы не прощались. Дева-девица, гора-горица. В монастыре ли, в миру ли? Надо смотреть, где Господь ждет от нас подвига служения. Спасибо паломнической службе, которую возглавляет М.А. Ладинская, трудами которой мы приобщились к отеческим святыням веры.

Паломничала Нонна КОРЖЕНКОВА