Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Давайте поговорим

ДОБРОВОЛЬНОЕ РАБСТВО

«Россия нуждается больше всего в воспитании и укреплении духовного характера... Что познает или утвердит безхарактерный ученый? Куда поведет нас безхарактерный философ? В какую оргию, в какой распад вовлечет нас безхарактерный художник? Какую продажность развернет безхарактерный чиновник? Кого научит, кого воспитает безхарактерный священник? Какую войну сумеет повести безхарактерный офицер?» Эти слова, написанные философом Иваном Ильиным более полувека назад, преисполнены горькой правды в отношении к нашим дням. И, увы, имеют сугубое отношение к нам - православным людям. Зачастую мы даже культивируем безхарактерность, принимая это душевное расслабление за смирение. Эту статью благословлено писать не из собственного опыта, а по трудам Ильина, поэтому продолжим цитату: «Вся Россия создавалась людьми с характером... Основа духовного характера - это умение владеть собою, это самообладание».

Говоря о характере, Ильин особое внимание обращал на воспитание детей. Здесь он неожиданно утверждает: «Инстинкт и дух не враги. Они необходимы друг другу. Инстинкт необходим духу, как жизненная сила... Тяжба между инстинктом и духом, между волком и ангелом в человеческой душе, разрешима только в гармоническом примирении сил: когда инстинкт, пленившись Божественным, почует и увидит, что он сам не противодуховен, что он сам от духа. Тогда он сам будет творческими овладевать всеми недрами души».

При чтении этих слов Ильина вспомнилось, как однажды в Оптиной Пустыни духовник сказал о группе детей православной гимназии, приехавшей поклониться святыне: «Да ведь это же маленькие старички. Или, может быть, они больные все? Почему в них нет детской жизнерадостности, пытливости, непосредственности?»... А ведь преподаватели, да и мы, православные родители цели-то преследуем благие: мы желаем привить детям послушание и смирение. И когда ребенок настаивает на самостоятельном поступке, буквально теряем самообладание.

Но продолжим цитату из Ильина: «человеку подобает жить не состояниями, а действиями и соответственно отвечать за эти действия. Дух человека подобен не воде, бесформенно растекающейся и безвольно плещущейся в своем ложе. Он не подобен и песку, пассивно лежащему, пока лежится и осыпающемуся, сползающему, когда потянет вниз. Дух человека есть личная энергия, и притом разумная энергия... Так созерцал, так возлюбил, так выбрал, так совершил, и потому признаю это деяние моим деянием, принимаю ответственность на себя за совершенное».

Увы, на память приходит обычная ситуация, с которой сталкиваемся мы все. Спрашиваешь у человека: «Почему ты не сделал этого дела, которое по работе от тебя ждали?» - «Меня благословили». Или же наоборот: «Почему ты нас бросил в такой сложной ситуации, когда так нужна была твоя помощь?» - «Меня не благословили». Так удобно: на все есть оправдание и никакой личной ответственности.

И.Ильин пишет, что человек, которому не знакомо чувство личной ответственности за все с ним происходящее «не может считаться ни деятелем, ни человеком с характером, ни морально зрелою личностью, ни творцом культуры, ни воспитателем, ни врачом, ни священником, ни солдатом, ни судьею, ни политиком, ни гражданином. Он есть робкий обыватель... В старой Руси про таких людей говорили: «бегун и хороняга». Есть у великого русского любомудра и ответ на вопрос: а как же быть, если спросить некого, духовника рядом нет, а жизнь требует решения и поступка: «Человек с духовным характером слышит голос совести не после греха, а до поступка, и этот голос совести не мучает его укором, а подсказывает ему самое лучшее в каждом жизненном положении... об этом мы просим в молитве «да будет Твоя воля во мне», и пусть она станет единственным источником моих хотении».

Заключим наши размышления над работой И.А.Ильина «Творческая идея нашего будущего» определением того, что такое характер. «Характером называют всякий постоянный уклад души... Уклад души может быть духовным, а может быть и рабским. Вот этот-то рабский уклад изворотливой, шкурной хитрости, беспринципного приспособления к чему угодно и бесконечной унижаемости - русский человек должен искоренить в своей душе. Довольно раба! Русская душа должна приобрести уклад волевой, достойный и царственный. Она должна выстрадать и выковать себе духовный характер». Аминь.

И.А.Ильина читала Л.Самарина