Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
В наше время любят ссылаться на авторитет старцев. А чаще, увы, на тех, кому легкомысленно приписывают это высокое звание, не за-ботясь о том, что же отличает подлинное старческое окормление от лжеименного. Ответить на этот вопрос можно, внимательно вчитываясь в оставлен-ные прославленными «иже во святых» старцами писания. Особенно их письма к разным людям. Прежде всего бросается в глаза строго личностный подход к каждому, обращающемуся с вопросами... и осторожность.
Вот характерные для многих старцев строки из письма преподобного Льва Оптинского: «Внимая содержанию письма вашего, нахожу себя, по немощи и дряхлости моей, неспособным вникнуть потонку в многообраз-ное ваше устроение... и опасаюсь отдать ответ Богу за вашу ду-шу...
Да будет навсегда вам в плавании по бурному океану жития сего, компасом совесть ваша, направляющая к пристанищу мира... Премилосердный Господь силен просветить ваш разум и укрепить в творении святой Его воли».
У того же преподобного Льва говорится о разнице между послушником, который живет при своем духовном отце постоянно и учится полнос-тью отсекать свою волю, и людьми, живущими в миру. Последние должны жить, сообразуясь с обстоятельствами житейскими. У нас же часто получается все наоборот.
Мы, живя в миру, пытаемся исполнить монашеские добродетели, вдох-новляемые «старческими» советами и... расстраиваем всю свою жизнь - и в семье, и на работе, и в целом с людьми.
А между тем есть простое правило в отношении всех советов: если не видишь пользу от них, если они не созидают, а разрушают твою жизнь, не пользуйся ими. И не называй старцами всех подряд священников. Воздавая почтение их благочестию, опытности и мудрости, не твори из них кумиров.
Л.Самарина