Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПУСТЬ СЕРДЦЕ ЗАНЯТО МОЛИТВОЙ

Размышления протоиерея Иоанна МИРОНОВА, духовника газеты «Православный Санкт-Петербург». Возлюбленные о Христе братья и сестры!

Заглянем в свою внутреннюю клеть, задумаемся о себе, помолимся Господу. Если бы каждое человеческое сердце было наполнено молитвой, как удивительно тогда преобразился весь наш мир. Господь завещал: «Молитесь, да не внидите в напасть» (Мф.26,41). Сами апостолы просили Иисуса Христа научить их молитве, и с тех пор словами Самого Господа мы обращаемся к Отцу Небесному «Отче наш...». В этом молитвенном пребывании с Богом, конечно, нуждаемся мы сами, ведь это - единственное духовное состояние. Душа наша по природе христианка, ей заповедано быть со Христом денно и нощно. Особенно Богу приятны молитвы, когда мы сами молимся, своими словами. Чтобы душа наша прямо обращалась ко Господу, ведь Он Сердцевед, а раз Он видит наше сердце, то не будем его заполнять грязью и всяким хламом, приобщимся к духовному деланию, которому научает нас церковная жизнь.

Начальный этап овладения молитвой неразлучен с молитвословом. Так рекомендуют все святые отцы, потому что если нет навыка, нет и молитвы. Домашнее правило лучше не опускать, а то один раз отложишь, другой - не найдешь времени, потом и совсем бросишь молиться. Как обрести навык молитвы? Где бы ты ни был - в дороге, в машине ли, в поезде - сердце должно быть занято молитвой. Один профессор богословия вспоминал, что когда он был на заводе рабочим, то привык каждую деталь изготовлять с молитвой. Возьмет в руки готовую деталь и ко Господу обращается: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Так он каждый день проводил в молитве, и приобрел со временем такой навык, что уподобился преподобным отцам.

Но сразу ничего не дается, необходимо потрудиться. Как говорят святые отцы, нужны труд и молитва. Апостол Павел говорит: «Не трудивыйся да не яст» (2 Сол.3,10). И старцы трудились - корзины плели, ложки деревянные делали, иконы писали.

Пришла однажды трудница к матушке Феодоре, а та вместо молитвы корзины плетет. «Сегодня день молитвы», - говорит пришедшая, а Феодора отвечает, что она и трудится, и молится. Если Господу этот труд угоден, то она и корзину продаст, и в молитве преуспеет. И Господу приятно, и людям на пользу пойдет.

И еще случай. Пришли богомольцы к старцу. Он дал им задание потрудиться, но они отказались, под предлогом, что пришли помолиться. Пришел час обеда. Тех, кто трудился, покормили, а молитвенников не позвали. Вечереет, они и спрашивают: «Отче, а будет еда?». А в ответ: «А вы же молитвенники, в пище не нуждаетесь». Это они уразумели. Пришли за советом, старец им и сказал: «Молитва должна быть растворена трудом». По слову Господа: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие»(Деян.14,22), которое нуждницы восхищают - то есть берется трудом. К молитве нужно себя понуждать. Человек ведь склонен к лености, редко кто - к добродетели. А праздность, известно, мать всех пороков.

В жизнеописании прп. Антония Великого есть такой случай. Играли однажды монахи в лапту, а проходивший мимо охотник остановился удивленный - как же так, вместо молитвы в лапту играют... А преподобный ему говорит: «Натяни лук свой». Тот натянул. Старец опять говорит: «Натяни сильнее». Охотник еще сильнее натянул. Старец просит еще сильнее. А в ответ: «Тогда тетива оборвется». Вот так и в духовной жизни. Когда новоначальный начинает «восходить на небо», то преподобный Иоанн Лествичник советует тянуть его скорее на землю.

Духовные старцы учат избегать многословия на молитве, прибегать ко краткой молитве «Господи, помилуй». Есть такое чудное стихотворение:

Из всех молитв, какие знаю, 
Пою ль в душе, иль вслух читаю, 
Какою дышит чудной силой
Молитва «Господи, помилуй!»
Одно прошенье в ней, не много!
Прошу лишь милости у Бога,
Чтоб спас меня Своею силой,
Взываю: «Господи, помилуй!»

Нужно, чтобы постоянно у нас в душе и в сердце был Бог. Церковное предание говорит, что когда святителя Игнатия Богоносца растерзали дикие звери, то на сердце у него было начертано имя Божие.

Хорошо молиться в сердечной клети, но общественная молитва превыше всего. Одно «Господи, помилуй!», произнесенное в церкви на соборной молитве, выше многих часов молитвы домашней. Когда люди молятся единым сердцем и едиными устами, то и Господь с ними, и благодать Божия. «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20). Восхвалять Господа в церкви в совместной молитве - это превыше всего. А то дома-то заботы и хлопоты отвлекают от молитвы, отвлекают от Господа.

Были такие подвижники, что и горы по их молитве приходили в движение. Однажды Павел Фивейский беседовал с пустынножителем прп. Марком Фракийским о том, что оскудела в мире вера. А Марк отвечает: «А Господь-то нам сказал, что «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17,20). В это время гора задымилась, стала двигаться. «Да не тебе я говорю, остановись!» - сказал старец.

А другой подвижник шестого века, епископ Григорий, беседовал с иудеем Ермином, который требовал от него показать ему живого Христа, говоря, что тогда уверует. Святой Григорий помолился - началось сильное землетрясение, гром, и на облацех все узрели Господа нашего Иисуса Христа вместе с ангелами. После этого и Ермин, и многие из его учеников уверовали, но все они ослепли. А ученики Григория не ослепли, а еще лучше стали видеть. Но когда иудеи вступили в купель крещения, то зрение вернулось к ним, они исцелились.

И в нашем веке были великие подвижники - праведный Иоанн Кронштадтский, старец Серафим Вырицкий. Их вера была живая, и молитвы их Господь слышал. И нам нужно учиться молитвенному деланию. Ведь рассеянная молитва - это все равно, как веслом бьешь по воде: шум, а движения нет - все на том же месте и остаешься. Нужно учиться сосредоточенной молитве. Почему некоторые ночью молятся? Потому что ночная молитва с ангелами совместная - ангелы радуются, и человеки ликуют. Старцы поэтому и выбирали для молитвы ночь, когда весь мир погружается в сон - они молились за весь этот мир, чтобы он не погиб.

Некоторые вопрошают, почему наши молитвы не доходят до Бога? Не должны мы сомневаться - каждую молитву слышит Господь. И на каждое слово свое имеем воздаяние от Бога, только не всякое событие в жизни воспринимаем правильно, не сразу видим, как наши скорби и немощи благопоспешествуют нашему же спасению. Мы привыкли больше просить для себя у Господа - или богатства, или здоровья, или хорошего жилья. А вот благодарить-то мы не научились. Самое же основное - это благодарственная молитва, она самая приятная для Бога.

Если бы мы научились молиться так, как молятся монахи. Они не имеют ничего, а веруют и за все благодарят Господа. Они видят дневной свет, звезды ночью, днем дождик, лучи солнца. И за все, что создал Господь, умеют благодарить. Вот научиться бы и нам с самого начала благодарить Господа. Как поется в славословии: «Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея». Благодарственная молитва всегда доходит до Бога, а то, что не полезно для человека, то Господь неведомыми путями обращает человеку же опять во благо. Например, меня обидели, а я говорю: «Господи, накажи его, он столько зла сделал». А Господь отвечает нам словом Святого Евангелия: Вынь прежде сучок из глаза своего...

На молитве человек научается вверять себя воле Божией. Как многие, однако, ждут нетерпеливо результата своих прошений и желаний, унывают, если не получают просимое... А оно, может быть, и не должно исполняться. Вот святитель Филарет Московский на молитве учил ничего не просить: «Господи, Ты знаешь все, что для меня нужней». Пройдет время, и мы поймем, что так, как было с нами, устроено Божиим Промыслом для нашей же пользы. Помоги нам, Господь, разуметь это всегда и в молитве обретать мир и любовь, в которых так нуждается каждый из нас. Вот послушайте:

Горе ли в жизни какое случится,
Или тоска посетит тебя вдруг,
Или нужда в твою дверь постучится, -
Богу молися, мой друг.
Или обида до сердца коснется,
Или тяжелый недуг,
Или надежда твоя разобьется, -
Богу молися, мой друг.
Или в душе твоей станет порою
Холодно, пусто вокруг,
Иль ошибешься ты в жизни тропою, -
Богу молися, мой друг.
В жизни кому ль не пришлось ошибиться
В трудном, далеком пути.
Господу нужно усердно молиться,
Путь Он поможет найти.
Брат мой, страдающий, горя не бойся.
Горе - лекарство души.
В скорби под Божию руку укройся
И помолися в тиши.
Вечного здесь на земле не бывает,
Все покидает нас вдруг.
Милость же Божья вовек пребывает,
Богу молися, мой друг.
Все мы страдаем, душою разбиты,
Все мы в печалях, грехах.
Но мы у Бога с тобой не забыты,
Все мы у Бога в очах.
С нами Он в тяжкую пору страданья,
Крест нам - опора в пути,
Но не теряй же, мой друг, упованья,
С верою к Богу иди.
Скоро окончится буря сей жизни,
Темная туча пройдет,
И над тобою в Небесной Отчизне
Вечное солнце взойдет...