Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Святыни Египта

Архимандрит Августин (Никитин)

1. ЕГИПТЯНЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ

Архимандрит Августин - преподаватель СПбДА. По послушанию путешествует по миру и рассказывает об увиденном в своих книгах. Занимается исследованиями истории православных святынь. Побывал во многих странах мира, в том числе и Египте, материалы о котором любезно предоставил нам. Каждого, кто прибывает в Каир, поражает количество мечетей, - их здесь более пятисот. Но среди многочисленных минаретов, возвышающихся над городом, взгляд без труда отыскивает храмы, купола которых увенчаны крестами. Изображения Спасителя, Девы Марии и христианских святых, иконы в позолоченных киотах можно увидеть в лавках простых торговцев, в витринах фешенебельных магазинов. Все это напоминает о том, что Каир не только один из центров ортодоксального ислама, но также и город, где издревле жили христиане.

Египет был одной из первых стран, где воссиял свет христианства. Труды апостола Марка, который в Египте принял мученическую кончину, принесли богатые плоды: церкви быстро вырастали по всей стране. Множество церквей было в долине Нила, старинные коптские монастыри и церкви сохранились до наших дней.

Коптская церковь занимает достойное место в семье Древних Восточных Церквей, к которой принадлежат Армянская, Эфиопская, Сиро-Яковитская и др. Эти Церкви называют также «дохалкидонскими», поскольку в период богословских споров они не приняли решений IV-го Вселенского собора, имевшего место в Халкидоне в 451 г. Первоначально Коптская Церковь входила в состав Александрийской Патриархии, но после избрания первого коптского патриарха Феодосия (536-538) окончательно отделилась от нее и стала самостоятельной национальной Церковью.

Само название Коптской Церкви говорит о ее древности. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» - это искаженное греческое название Египта - AiguptoV . А оно, в свою очередь, восходит к «Ха-Ка-Птах» - древнему культовому наименованию Мемфиса. Как отмечал в начале XX века выдающийся отечественный востоковед Б.А.Тураев, «около миллиона потомков подданных древних фараонов, единоплеменников свв. Антония и Пахомия Великих, до сих пор с гордостью называют себя «египтяне православные». В настоящее время число коптов, живущих в Египте, по разным оценкам достигает 5-7 млн человек.

Русские паломники, путешественники, ученые издавна бывали в Египте и знакомились с его христианскими святынями. В Никоновской летописи под 6509 (1001) годом читаем: «Того же лета после Володимер гостей своих, аки в послех, в Рим, а других во Иерусалим, и в Египет, и в Вавилон, съглядати земель их и обычаев их». В «Повести Временных лет» неоднократно упоминается Египет (Еюпет), Александрия, Нил (Геона).

К 70-м годам XIV века относится путешествие на Восток архимандрита Агрефения. Его «Хождение» ценно тем, что он едва ли не первый из русских паломников посетил Египет, города Каир и Александрию и, очевидно, познакомился с христианами-коптами.

Заветной целью русских пешеходцев был Синай, куда они устремлялись, чтобы посетить знаменитый монастырь св. Екатерины и поклониться его святыням. Однако при этом путь паломников нередко лежал через Каир с его древними коптскими храмами и монастырями. В этих обителях в середине XVI века побывали архидиакон новгородский софийской церкви Геннадий и смоленский купец Василий Поздняков. В начале XVIII столетия египетские святыни посетили иеромонахи «из Новгородка Северского» Макарий и Селиверст. Заслуживает упоминания и «Путешествие из Константинополя в Иерусалим и Синайскую гору, находившегося при Российском посланнике, графе Петре Андреевиче Толстом, священника Андрея Игнатьева и брата его, Стефана, в 1707 г.», в котором автор приводит описание Александрии и ее святынь и дает краткую характеристику коптам.

Первая половина XIX столетия богата путешественниками, посетившими Святую Землю и Египет. Одним из таких странников был Кир Бронников, совершивший «хождение» в 1820-1821 гг. Он посетил Египет и имел возможность познакомиться там с коптами. Замечательный вклад с паломническую литературу внес А.Н.Муравьев, описавший свое путешествие, предпринятое в 1830 г. Как и его предшественники, он дает описание коптов и указывает на их общественное положение.

Неоценимая заслуга в истории отечественной египтологии и коптологии принадлежит А.С.Норову, совершившему в 1834-1835 гг. долгое и трудное путешествие по Нилу - от Александрии до Нубии. Во второй половине XIX в. - начале XX в. описанию коптских храмов и монастырей уделили внимание такие известные русские исследователи как архимандрит Порфирий (Успенский), Е.Э.Картавцов, В.Г.Бок, М.И.Ростовцев, Б.А.Тураев и другие. Сопоставляя их записи, можно получить цельное представление об истории христианских святынь Египта - колыбели восточного монашества.