Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Веди

ПО СЛОВУ ТВОЕМУ

Почему мы говорим на разных языках? Откуда множественность языков и наречий в мире? Люди давно задумывались над этим и создавали поэтические легенды. Православные же знают, что перемешены языки гневом Божиим за человеческую гордость.

Первоначально человек как образ Божий был и носителем Божественного Логоса (Слова), содержал в себе мировое слово. Господь привел к Адаму всех животных, «чтобы видеть, как он назовет их...И нарек человек имена всем...» (Быт.2,19-20).

Человеческая речь является даром Творца. Слово содержит в себе энергию мира, обладает полнотой космической силы. Если слово задумано, написано, а тем более произнесено, оно колеблет все мироздание. Господь сказал, что по вере нашей словом можно и горы передвигать. Молитвенное призывание оберегает нас от «работы вражия» и «всякого злого действия». Через слово осуществляется вселенская связь, и «все находит себя во всем».

Но человек в лице Адама не смог стать царем и владыкой мира, к чему был призван. Грех повредил его природу, нарушил равновесие и в нем, и во всей вселенной. В опрокинутое грехом сознание Адама голоса мира стали доноситься глухо и неверно. Повредились не только слух, но и язык. Слово постепенно заволоклось облаками суесловия и пустословия. Речь стала неверной, раздробленной, с искаженным смыслом, возникли муки слова, ирония как недоверие слову. Родилась пословица: «Язык мой - враг мой». «Мысль изреченная есть ложь», - произнесет Федор Иванович Тютчев. «Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли», - предлагает для всех времен Талейран. Глубока болезнь человека, глубока болезнь бытия, глубока болезнь слова.

Древний Вавилон был одним из богатейших городов языческого мира, располагался по обеим сторонам реки Ефрат. В нем находилось одно из семи чудес света - висячие сады Семирамиды. После разорения его персидскими царями Киром и Дарием стал грудой развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, городом без жителей. Ныне близ развалин вавилонской башни ютится лишь бедная арабская деревня Гиллах.

«Как сделался Вавилон ужасом между народами?», - восклицает пророк Иеремия (Иер.51,41). Гордостью людей, пожелавших увековечить славу имени своего возведением столпа до неба. Они были наказаны тем, что затмился, затуманился для их греховного восприятия изначально единый по природе своей язык, возникло множество наречий. «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт.11,6-7). Но человеколюбивый Господь сохранил слово, единый смысл природного языка. Осталась лишь множественность наречий и языков, свидетельствующая о греховном разобщении людей. Может ли человек победить многоязычность и среди разнообразия языковых оболочек восприять Божественный глагол?

Церковный праздник Пятидесятницы показал нам, что это возможно. Мы все знаем, что случилось в Сионской горнице в день сошествия Святого Духа на апостолов. «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать... Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим собственное наречие, на котором родились» (Деян.2,3-11). Отметим, что апостолы говорили на разных языках о великих делах Божиих. Этот благодатный дар - не просто чудо, он говорит о возможности исцеления человека от греховной болезни и возвращения прозрачности и единства языка, которое было ему свойственно от Адама до вавилонского смешения.

Для апостолов растворилась плотная пелена многоязычия, что свидетельствует о восстановлении естества. В День Святой Троицы было явлено чудо единства языка, которое столь же изначально, как и единство человеческого рода. Недаром слово «язык» в церковнославянском имеет второе значение «народ».

Славянские просветители свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий дали нам богослужебный язык православной Церкви, предназначенный для общения с Богом и призванный объединить людей в вере и единомыслии. К этому призывает всех нас Церковь Христова в праздничных песнопениях Святой Троицы и в тропаре просветителям словенским свв. Кириллу и Мефодию.

Н.П.Саблина, преподаватель церковнославянского языка Санкт-Петербургской консерватории.