Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Диакон Андрей КУРАЕВ, Москва

МЫСЛИ О ГРЯДУЩЕМ ВЕКЕ

Церковная жизнь меняется на наших глазах. Все больше и больше она начинает напоминать времена первых христиан. Это наводит на мысль: если наблюдается сходство с точкой начала, то не есть ли наши времена - последние?

Первое, что сближает нас с раннехристианской общиной: то, что вера вновь вернулась в города. На протяжении столетий в России вера наша была верой простого народа. (христианин - крестьянин: слова-синонимы). Теперь же наши сельские приходы набирают силы на восстановление только во время летних отпусков горожан.

Задумаемся над этим. Ведь первые столетия христианство, уже став государственной религией, оставалось городской верой. И тогда, свыше тысячи лет назад, Православная Церковь совершила великий миссионерский подвиг, выйдя из городов и обратившись к поселянам. Памятником той эпохи, когда христиане были меньшинством, окруженным язычниками-селянами, в русском языке стало слово поганый («поганус» - заимствование из латыни, означающее буквально «сельский житель»).

Церковь пришла к крестьянам, сумев понять их, освятив их жизнь, их быт. Стала молиться о том, о чем болит сердце крестьянина. В наших требниках есть дивные чинопоследования: молитвы на освящение гумна, колодца, егда падет в него крот, на избавление от саранчи и многие другие. В этом проявлялось удивительное единение Церкви со своим народом, с теми, к кому она пришла с евангельской проповедью. Так Церковь воплотила заповедь о любви, сумев воцерковить простой народ, молясь вместе с ним о благорастворении воздухов, о низпослании дождей, о других многоразличных нуждах людей.

Очень бы хотелось, чтобы в XXI веке наша церковь сумела повторить этот миссионерский подвиг в отношении горожан. Считаю, что это одна из серьезных проблем современной церковной жизни. Ведь мы усиленно делаем вид, будто живем в XIX веке. Но мир изменился, появились иные понятия. Мы должны заметить новые нужды и болезни общества, печься о них, стараться лечить. Надеюсь, что в грядущем веке наши требники пополнятся молитвами о тех людях, среди которых Церковь благовествует и живет сейчас. Если есть чин на освящение первой борозды, то почему не может быть благодарственных молитвословий после проведения первого урока, первой хирургической операции, опубликования первой статьи? Если есть молебен в защиту от нашествия саранчи, то, надеюсь, со временем появятся молебные пения в защиту от компьютерных вирусов. Это не шутка, уже известны случаи молитвенной помощи при подобных поломках техники.

За этим стоит, как мне кажется, удивительный принцип развития Церкви, схожий с изменением любого живого организма. Как дерево растет: из своих корней, через тот же ствол, к новым листьям идут те же самые соки. И каждый год оставляет свое кольцо не вместо предыдущих, а вместе. Так, не отрекаясь от старого, не предавая, но сохраняя традиции и обогащаясь новым опытом, растет благосеннолиственное древо нашей церковной жизни.

Есть еще одна заметная перемена. Впервые в Церкви зазвучал голос ее молчащего большинства - голос женщины. В основном церковная литература прошлого - это литература мужская. От этого возникла иллюзия, что христиане - женоненавистники. В подтверждение чего цитируются наставления подвижников о том, что нужно опасаться женщин. Но это простые аскетические советы. Ручаюсь, что игуменья женского монастыря то же самое говорит своим послушницам о мужчинах, но, за редким исключением, эти наставления остались устными. В истории Русской Православной Церкви были и есть духовные старицы, которые очень почитались. Известны случаи, когда архиереи ехали за духовным советом к таким старицам. В католичестве, например, это немыслимо.

На наших глазах появились православные писательницы, журналистки: Олеся Николаева, Ирина Силуянова, Татьяна Горичева. Без феминистской истерии, естественно и органично протекает это изменение. Поразительно, что их книги, темы которых соприкасаются с богословием, издает Троице-Сергиева лавра, древнейшая мужская обитель. Вновь мы встречаемся с естественным течением церковной жизни.

† † †

Наиболее всего сближает нас с веком апостолов то, что мы находимся в меньшинстве. К сожалению, читая православную прессу, этого не скажешь. Печалит, что нашим церковным авторам не хватает того, что в православной аскетике называется трезвением - умения рассудить свое собственное состояние, мотивы своих действий и эмоций. На страницах нашей периодики неизменны триумфальные фразы о Святой Руси, о возрождении Православия. Особенно заметно это в православном кинематографе. Тот же диктор, который несколько лет назад освещал новости перестройки, рассказывает об ударных темпах восстановления обителей. Поэтому, когда я впервые увидел новый фильм с поэтическим названием «Попы», он мне очень понравился. В нем в искренней, естественной манере рассказывается о сословии духовенства. Он поразителен отсутствием помпезности. В нашей прессе слишком много излишнего пафоса. Мы обязаны трезво осознать, в каком обществе мы живем. Если в стране православной, где о Христе все все знают, тогда наше дело - вести людей от крещальной купели к монашеским идеалам. Другое дело, если мы живем в стране языческой. Тогда оказывается, что наша задача - подвести людей к крещению, а, может быть, даже удержать их от крещения. Потому что на вопрос, почему вы креститесь, многие ответят: знахарка сказала или экстрасенс.

Признаем: мы живем в языческом окружении. Это значит, что в богословии, в опыте церковной жизни нам важнее подражать не столько святым ХV-XIX веков, сколько подвижникам III-IV веков. Времен, когда христиане жили в языческой среде. Необходимо знать, как древние отцы защищали Церковь, как они проповедовали язычникам.

Но, как ни странно, в том, что мы живем в мире языческом, есть и промыслительное благо. Потому что именно в таком окружении православие становится более понятным. Исторически православие сложилось во времена поздней античности, когда язычество было живо и людям было ясно, что это - не только философия, а еще и мистическая практика, которая не несет добра людям, и от нее нужно защищаться. Церковь возрастала, защищаясь от этих влияний извне. А затем христианство победило, и постепенно это стало забываться. Так, в мирную эпоху становится непонятным, зачем носить латы и бронежилеты. Можно провести условную параллель с судьбой нашей Армии. За пятьдесят мирных лет в России очень упал авторитет Армии. С началом перестройки это привело к развалу и страны, и Армии. Поэтому с началом войны в Чечне у нас не оказалось ни одной боеспособной дивизии. С миру по нитке пришлось собирать ОМОН.

Теперь, когда прошли десятилетия после взрывов монастырей и храмов, стало очевидным, что это были погранзаставы, защищавшие людей от реальной угрозы. Нынче это уже не вопрос цитат и красивых аллегорий. Множество людей сегодня едва уцелели, попробовав войти в мир религии через черный ход оккультизма. Так, по милости Божией, многим становится ясно, зачем нужна Церковь и что главное в ней. Оказывается, это - не лекции, не книги и беседы, а благодатный покров таинств. И одно из основных служений Церкви - сузить горизонт духовного опыта человека. Говоря языком библейских пророков, Церковь хранит нас от мистического блуда, от знакомства с духами тьмы.

Перемены церковной жизни могут быть трагичными или необычными, но уверен, что за каждой из них стоит Промысл Божий. Думается, мы должны заметить не только те угрозы, которые несут эти перемены, но и те вызовы, которые Господь обращает к нам, меняя мир, в котором мы живем. Мы должны извлекать из этого опыта нечто доброе для нашей жизни и проповеди.

Я убежден, что Церковь входит в XXI век с проблемами, но живой. Со времен распятия Христа в истории Церкви не было безболезненного времени, каждая эпоха давалась мучительно. Извне часто казалось, что у христианства нет будущего. Но каждый из этих кризисов оставался в своем столетии, а Церковь продолжала жить. Для меня самые дорогие слова в Евангелии - те, что сказаны Христом при Вознесении: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28,20). Церковь держится не верностью христиан, она живет верностью Христа Своей любви, Своему творению. Во все века мы делали все от нас зависящее, чтобы помешать людям прийти ко Христу. Вспомните исцеление слепого: И пред идущие запинали его (Лк. 18,39).

Увы, это формула нашей жизни. Наши неверующие соотечественники смотрят на наши лица, поступки и удивляются: вы христиане? Очень часто именно мы - главное препятствие на пути людей ко Христу. Конечно, не все христиане таковы.

Хорошо бы, чтобы каждое наше слово было вымолено, пропущено через сердце, идя от Духа Святаго. Если этого нет, то пусть хотя бы оно пройдет через решето внутренней духовной цензуры.

† † †

Может показаться, что я призываю к реформам в церковной жизни. Нет, мы можем лишь размышлять на эти темы, обсуждать их, не принимая никаких решений, воплощающих их в действие. На это наше поколение неофитов не имеет права. Во-первых, ради психического и духовного здоровья нашего народа. Очень трудно жить в эпоху бурных перемен. Человек теряется, ему нужны ориентиры. Это могут быть лишь неизменные вещи. Обществу необходим островок, который не подвергается переменам. Церковь должна быть символом того отчего дома, который понятен и близок каждой душе. Который всегда един. Церковь дорога людям тем, что в ней можно и должно быть иным, чем в миру. Русский человек начинает возвращаться к жизни в традиции, а не сиюминутных ценностях. Именно это привлекает в церковь современную молодежь. Им радостно, что язык, система ценностей, календарь, запахи, одежды в храме отличаются от того, к чему они привыкли в обыденной жизни. Консерватизм Церкви помогает уцелеть человеку в современном мире.

При естественном развитии событий, по Промыслу Божию церковная жизнь будет меняться. И она меняется. Наряду с трудностями, есть явные знаки Божией поддержки, которыми Господь облегчает нам миссию.

С сокр.