Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
А сейчас попробуем пересказать общий смысл главного труда жизни Ивана Александровича Ильина. Каковы же основы культуры духовности? «Религиозный опыт надо вынашивать, рас-тить и беречь», не надо относиться к нему как к раз и навсе-гда обретенному достоянию. Для того, чтобы не потерять веру, надо всегда жить покаянным чувством и разоблачать свою духов-ную незрелость и пустоту. А это чувство неизбежно должно возникнуть, если мы будем относиться к Церкви, как к школе, которая учит жизни и готовит к жизни, но не заменяет и не отме-няет жизни. Христианин вообще не имеет права отмахиваться от жизни, от ее проблем, скрываясь за набором цитат, его живая совесть должна искать путей согласования веры и жизни. Вера не может пребывать в виде тепличного растения. Она требует делания, труда, постоянного труда самого человека. Да, вера посылается нам в дар, она живет и дышит благодатью Божией, но «Бог нас без нас спасти не может».
Духовная культура - это умение воспринимать все, что с нами происходит, как какую-то задачу, какой-то урок, который нам преподает Бог. «Чтобы вести достойную жизнь, - пишет И.А.Ильин, - полную духовного смысла и творчества, человек должен воспринимать излучения Божия; узнавать их, радоваться им, искать их и пребывать в них; и этому всему он должен учиться». И делиться с другими людьми этой радостью. Мы же почему-то предпочитаем заражать других людей своими страхами, своим плохим настроением. Это - тоже одно из проявлений от-сутствия духовной культуры у современных церковных людей.
Культура - значит возделывание, всем нам заповедано «в поте лица добывать хлеб свой», согласно святым отцам, хлеб в Писании может иметь и духовное толкование. Хлеб веры, хлеб благодати, то есть духовности мы всю жизнь должны добывать трудом.
Н.Александров
Иван ИЛЬИН († 1954)
АКСИОМЫ
Истинная религиозность - свободна, но свободна через Бога и в Боге. Своим содержанием она имеет божественное откровение, которое приемлет свободным сердцем и живет в ней невынужденной любовью. Религиозный опыт тем выше, тем совершеннее, чем он свободнее и предметнее. Религия, пренебрегающая свободой, неминуемо выродится в нагромождение догматических, ритуальных и организационных схем. Церковь, не воспитывающая свободу, распадется на множество произвольно-фантазирующих, мнимо религиозных сект.
Каждый верующий должен носить в себе самом живые корни своей веры. Веровать не потому, что «с детства так воспитан и привык», но потому, что Божие пламя горит в его свободном сердце, светит его личному разуму, наполняет его волю, озаряет и осмысливает всю его жизнь. Веровать не в то, что ему лишь «преподано и указано», но и в то, что он действительно узрел и созерцает сердцем вживе и въяве. Веровать не только на людях и для людей, а в одиночестве ночной темноты, лютой опасности, захлестывающего моря, снежной пустыни и тайги, в последнем одиночестве тюремного заключения и незаслуженной казни. Такие верующие подобны островам в море, или гранитом в строении. Нельзя строить церковь из рыхлых, рассыпающихся или внутренно пустых камней. Человеческая организация, в которой все члены надеются на других, а сами не «стоят», не «держат», не «несут» и не «делают», имеет мнимое бытие. Есть искусники, которые умеют вырезать из бумаги хоровод бумажных человечков, держащих друг друга за ручки. Такие хороводы могут даже стоять, если поверхность стола не слишком гладка и если в комнате нет сквозняка. Но достаточно воздуху прийти в движение - и весь хоровод человечков, которые не могут самостоятельно стоять, летит под стол.
Церковь держится людьми самостоятельного делания. Есть ли что-нибудь более жалкое и фальшивое, как собрание черствых людей, декламирующих о любви, или собрание расчетливых скупцов, восхваляющих доброту и жертвенность? Один человек с горячим сердцем реальнее целого сонма таких лицемеров. И если церковь во время богослужения полна людьми, из коих ни один не молится, ибо не способен к самостоятельной молитве, но все только воображают про других, будто они молятся, - то вся эта религиозная община остается мнимой, и под пеплом мертвых слов Божий огонь не вспыхивает совсем.
Именно поэтому каждая церковь призвана к тому, чтобы растить, крепить и множить в своем составе людей самостоятельной любви, самостоятельной молитвы и самостоятельного делания. А это значит прежде всего - людей самостоятельного Богосозерцания и подлинного религиозного опыта.