Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
ЗНАКОМСТВО
Первый раз в Англию я приехала в 1989 году. Ехала и очень слабо надеялась на встречу с владыкой Антонием. Хотела его увидеть, потому что крестилась 20 лет назад под влиянием его проповедей, которые тогда ходили по рукам, напечатанные на тонкой бумаге, как самиздатовская литература. Евангелия ни у кого не было. Библию невозможно было достать. И для нас, поколения, которое перешло к Богу в 70-е годы, живым Евангелием были проповеди и беседы владыки Антония Сурожского.
Я приехала на Страстной седмице, сразу пошла в церковь, видела владыку только издали. В Пасхальную ночь, когда все подходили к нему, чтобы приложиться ко кресту, я тихо сказала владыке Антонию, что хочу встретиться с ним, что я из Петербурга и снимаю фильмы о жизни Православной Церкви. Он кивнул в сторону свечного ящика и сказал: «У Анны, старосты прихода, возьмите мой телефон и позвоните». Это было так неожиданно и так просто, что я до сих пор заново переживаю то глубокое потрясение этой короткой первой встречи с ним.
Началась Светлая седмица. Выждав для приличия один день, я позвонила ему и попросила о встрече. Он принял меня в ризнице. Сбоку от алтаря была маленькая голая комнатка, в которой стояло деревянное кресло и простая скамья. Там мы сидели и разговаривали.
С тех пор я встречалась с владыкой почти каждый год, но впечатление переживаю всегда одно и то же. Сначала с трепетом ждешь встречи, а после разговора с ним, приходя в себя, думаешь: «Как прост он в общении». Разговариваешь с ним, как с человеком, которого давно и хорошо знаешь и которому можешь совершенно во всем доверять. Я наблюдала его и в таких ситуациях, когда нужно было сказать резкое «нет». Нелицеприятный ответ он произносил очень твердо. Чувствовалась необыкновенно сильная воля. При этом владыка всех встречает с большой теплотой, особенно приехавших из России. Его благословения всегда ждут, потому что оно дается с большой любовью. Сердцем чувствуешь, что именно тебя он ждал, чтобы благословить.
И АНГЛИЧАНЕ, И РУССКИЕ
19 июня владыке Антонию исполнится 86 лет. Конечно, годы берут свое. Иногда во время богослужения он кажется совсем слабым и немощным. Но когда выходит на проповедь, его невозможно узнать: он весь собран, глаза горят, голос твердый. Он произносит две проповеди - сначала по-русски, затем по-английски. Стоит мертвая тишина, потому что все внимают каждому его слову. И англичане, и русские.
Если у кого-нибудь есть вопрос к владыке, то в церкви недалеко от алтаря стоит особый «почтовый» стул, на который во время службы никто не садится. На него кладут письма владыке Антонию, записочки, книги, подарки, одним словом, все то, что ему предназначается. После службы владыка их забирает, потом находит способ ответить каждому человеку. Я часто вижу, как он беседует с людьми в храме.
У него нет ни келейника, ни секретаря. Он живет при храме, не имея других покоев, кроме маленькой комнатки рядом с ризницей. При этом всегда говорит о себе: «Я живу замечательно, как у Христа за пазухой».
Владыка человек очень аккуратный, у него почти военная самодисциплина и ответственность. Если назначена встреча на два часа дня, то ровно в два часа владыка открывает дверь, и будет очень неприятно, если тебя за этой дверью не окажется. Людей к нему приходит очень много.
КОРОЛЕВСКАЯ СЕМЬЯ
Однажды я наблюдала такую сцену. Владыка вышел в своем обычном виде - старом подряснике, старенькой телогреечке. Он благословил всех и куда-то торопливо пошел. Оборачиваюсь и вижу, что у входа стоит группа людей, внешне резко отличающихся от обычных прихожан. Кто-то мне шепнул, что это члены королевской фамилии.
Бывает в храме и принц Чарльз. Как известно, его отец грек. И он наполовину считает себя греком, а значит принадлежащим и к Восточной Церкви. Иногда он приходит в церковь на богослужение. Однажды после такого посещения принц Чарльз сказал: «Да, мы все потеряли. А вы все сохранили».
АНГЛИКАНЕ
Многие знаменитости приходят в храм. Среди них есть бывшие члены англиканской церкви. Собственно, все англичане, которые стали прихожанами этого храма, раньше были или атеистами, или принадлежали англиканской церкви. Одна англичанка призналась, что даже была членом приходского совета, но однажды она увидела икону Христа. Икон в англиканской церкви нет. Она подошла к иконе Спасителя в нашем храме и, не отдавая себе отчета, сказала: «Да!». После этого приняла православную веру, теперь поет в хоре, участвует во всех службах.
Хор поет проникновенно, состоит в основном из англичан. Это замечательные люди: они не знают ни русского, ни церковнославянского языка, но чувствуют слово, точно угадывают интонацию, общий тон службы.
ПРИЗЫВАЮЩИЙ ГОСПОДЬ
Много англичан в храме. Сначала они приходят посмотреть из любопытства. А потом каждый, с кем я общалась, не сговариваясь, произносил одну и ту же фразу: «Мы ощутили в этом храме присутствие Бога».
Владыка Антоний рассказывает такой случай. Пришел однажды в храм атеист передать посылку. Шла служба, и ему пришлось дожидаться ее конца. По окончании богослужения он говорит владыке: «Здесь кто-то есть! Я ощутил присутствие кого-то!» Владыка ему ответил: «Это Бог». «Но Бога же нет», - отвечает атеист. «Воля ваша»,- говорит владыка Антоний. «А можно я приду, когда нет службы? Просто посижу». - «Приходите». Он пришел, посидел и сказал: «Я опять ощутил это присутствие. Значит Он есть?»
ПРИХОЖАНЕ
Англичане, которых я знаю, - прихожане этой церкви. Может быть, они все-таки не типичные англичане. Они очень замкнуты, очень вежливы, очень доброжелательны, улыбчивы, хорошо воспитаны, всегда деликатны. Но они страдают от своей замкнутости, от своей отгороженности вежливостью от другого человека.
Они очень хотят походить на нас. Иногда им не нравится, что русские очень резкие, горячие. Но проходит время, и они начинают понимать, что у русских есть очень много прекрасных черт - общительность, доверительность, открытость и это удивительное чувство соборности.
Я и в этот приезд в Англию снова показывала свои фильмы, рассказывала и показывала, как мироточит икона Николая Второго, как замироточила в руках у старушки открытка с этой иконы. Это произвело очень большое впечатление. Мы долго сидели в библиотеке приходского домика. Помню вопрос, заданный владыке: «Сомнение - это тень веры?». - «Нет, сомнение - это рост веры». Повернулся ко мне и говорит: «Это очень интересный вопрос, давайте запишем». И я включила камеру.
СТОЛИЦА
Лондон - большой космополитический город, в котором очень много людей разных национальностей - негров, индусов, пакистанцев, китайцев, вьетнамцев, сейчас приехало много косовских албанцев, цыган. Когда я попыталась снять на камеру типично лондонскую толпу на Оксфорд-стрит, у меня ничего не получилось, потому что она была более чем наполовину темнолицая. Мне пояснили, что типичную английскую толпу надо снимать где-нибудь в деревенской глуши, вдали от Лондона.
На каждой лондонской улице можно видеть храм, чаще всего закрытый. На некоторых встречаются надписи: «методистская церковь», или «англиканская», или «греческая». Церкви пустуют. В провинции много храмов, построенных в 16 веке. Арсений Тарковский писал: «Живите в доме - и не рухнет дом». Из этих соображений англикане отдают свои храмы православным.
О ЛЮБВИ
У владыки Антония духоносный дар слова. Когда его слушаешь, сердце начинает гореть радостью. Главный завет Бога - любите друг друга - он осуществляет своей жизнью. Эта любовь чувствуется в каждом произносимом им слове. Люди ждут каждого его слова, ждут благословения владыки. Все в храме пронизано чувством любви.
Чему я научилась у владыки Антония? Можно ли научиться любви, я не знаю. Но прощению, возможно, да. Прощать своих врагов очень трудно. Он всегда говорит: «Легко любить все человечество в целом. Но ты полюби своего соседа, даже если он тебе неприятен бывает, своего близкого, хотя он, может быть, совсем не тот человек, которого хочется любить. Полюби тех, кто тебя не любит. Человек создан для того, чтобы всю тварь привести к Богу, создан как причастник двух миров - вещественного и духовного. Он в себе совмещает эти полюса, и его призвание - все вещественное сделать духовным, посвященным Богу. Мирянин - это человек, который Христом послан в мир для того, чтобы все, к чему он прикоснется, сделать святыней».
Через эти слова владыки я лучше научилась понимать красоту мира. Когда я работаю на земле, знаю теперь, что я только соработник у Бога. Все, что вырастет на моем огороде, создает Господь. Поэтому я молюсь, прежде чем прикасаться к земле. Молюсь Господу, потому что Он совершает чудо, когда из сухого зерна, брошенного в сухую землю, вырастает прекрасный росточек. И я к этому причастна. Все, к чему прикасается человек, должно святиться.
РУССКИЕ
Для многих русских, живущих в Лондоне, приходской дом при церкви Успения Божией Матери - то место, где легче воплощать заповеди Христа. Напоить, накормить, отогреть, одеть человека, который к тебе приходит, ободрить. Чтобы пришедший к тебе ушел успокоенным, с миром в душе, ты должен принять его, как Христа.
Многие русские очень безприютны в Лондоне, и этот дом для них - единственное место встречи. Там есть доска объявлений, на которой можно оставить сообщение - жду кого-то, ищу работу, предлагаю услуги.
«ВСТРЕЧА»
У владыки Антония слово «встреча» имеет глубинное значение. Он часто обращается к нему. Однажды он сказал: «Насколько я знаю, русское слово «встреча» означает событие, когда двое или несколько человек на какой-то сокровенной глубине встречаются, оказываются вместе. Один серб сказал мне, что на его родном языке «встреча» означит «радость». Это совпадение двух смыслов в славянских языках мне кажется очень значительным, и важным, и просто красивым.
Я вспомнила замечательные слова владыки Антония, которые он произнес при наречении его во епископа. Тогда он отвечал на вопросы своей совести, которая ему говорила: «Ты оставил все, чем ты не дорожил, ради единственного того, чего ты хотел, и отрекся от ненужного, с тем, чтобы завладеть вожделенным тобою. Подобно евангельскому юноше ты не хочешь расстаться с богатством твоим. «Что же делать, чтобы улучить вечную жизнь?» - вопрошала его душа в тоске и борении. «Отдай последнее. Пусть самая душа твоя станет добычей всякого алчущего и жаждущего, по слову пророка Исаии».
С тех пор прошло уже много лет, и его душа действительно отдана всем алчущим и жаждущим. Ибо каждый, кто имеет нужду, может обратиться к нему или к его проповедям. Он никогда не отказывает в духовном совете. Думая о далекой Родине, владыка говорит:
- Мне кажется, все беды и нестроения в России от того, что мы никак не научимся любить и прощать друг друга. До каких же пор русские люди не могут научиться этому? Сейчас все говорят о духовном возрождении. Никакое духовное возрождение на нелюбви невозможно. Созидает и животворит только любовь.
Беседу записала Нонна КОРЖЕНКОВА.