Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Загляни в себя

Священник Валерий ШВЕЦОВ, СПб

ИЕРУСАЛИМ РАДОСТИ

Настоятель церкви прмч. Андрея Критского в поселке Володарский отец Валерий трижды побывал на Святой Земле. Батюшка делится своими духовными впечатлениями.

Святая Земля... Она - духовный центр мироздания, его ось и сердцевина, носительница православной веры. Здесь произошли главные события нашего мира: Рождество Спасителя, Искупительная жертва и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому здесь и особая благодать, при которой человеческое сердце переживает необычайное духовное напряжение. Душа наша словно обнажается, сбрасывая одежды нечувствительности. Человек оказывается не в силах сдержать себя, не помогает ни воля, ни разум. Возникают глубинные рыдания или бурная радость. Эти чувства заставляют вспомнить об истинной цели бытия, о назначении человеческой жизни, о полноте радости Богообщения. Господь дарует каждому столько благодати, столько высоких чувств, сколько может вместить его сердце, чтобы сохранить себя. Наш ветхий ум, будничное сознание отключается, и начинает говорить сердце.

Это особое состояние можно выразить словами прп. Силуана Афонского: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся. И так спасешься». На Святой Земле, когда душа человека открывается, он начинает себя очень хорошо видеть. Становится очевидным то, что было скрыто в обыденной обстановке. Наверное, это дар Божий. Думается, это главное, зачем человек может стремиться в Иерусалим. Мы должны узнавать о себе правду, понимать себя, становиться серьезнее. Отрезвляясь, человек начинает сознавать свои грехи. Но одновременно душа чувствует особую милость Божию, даже нежность. Любящий Отец Небесный не дает человеку отчаиваться. И ощущения бездны собственного падения покрывается сугубой надеждой на помилование. Особенно остры эти чувства во время богослужений у Гроба Господня.

По моим впечатлениям, евангельские события звучат в Иерусалиме одновременно и очень ярко. И камни вопиют. Эта земля вся свята, вся исхожена стопами Спасителя, Божией Матери, апостолов. Попадая в то или иное святое место, читая тропари, посвященные проходившему здесь событию, переносишься в то время, начиная чувствовать себя живым участником, учеником Христовым, стражем. Ты уже не созерцатель, а должен определиться, сделав выбор: кто ты, с кем ты? Совершается большая духовная работа, она неизбежна, ведь и вся наша жизнь - это выбор, и особенно важно сделать его на Святой Земле.

Вершина переживаний, конечно, - Голгофские страдания и, одновременно, близость воскресшего Спасителя. Господь ощущается близким, живущим рядом, готовым отдать Себя тебе без остатка, насколько ты только можешь вместить. Но прежде ты должен взойти с Ним на Голгофу. Обязан отдать себя всецело Господу, стать чище, лучше, делаясь христианином не по крещению, а по жизни.

В одну из поездок я был у Гроба Господня в Великую Пятницу. Все молящиеся проживали глубокую скорбь оттого, что не приняли мы Христа, распяли Его своими грехами... Но, находясь в Святом Граде, невозможно забыть о Воскресении Господнем. Трудно это понять, но в душе совмещается одновременно Страстная Пятница и Пасха Христова. Многие люди именно так, сердцем, проживают евангельскую историю.

† † †

Каждая святыня дает тебе новую духовную радость, новые силы, новое понимание жизни и себя. Ты обогащаешься чувствами, которых не знал прежде. Уезжаешь со Святой Земли - с иным мироощущением, твоя жизнь начинает меняться, появляются зачатки добродетелей, коих раньше не было. По-другому начинают восприниматься любовь, вера, жертва, надежда. Душа цветком раскрывается навстречу Солнцу Правды, зацветая Вечной Радостью. Каждая святыня добавляет свой лепесток и благоухание этому празднику. Забыть его уже невозможно, он с тобой навсегда.

Паломники воспринимают благодать, потому что потрудились. И совершили этот подвиг не только за себя. Мы представляем на Святой Земле Россию, молимся о ней. За эту миссию и даруется столь многое. Так, осоливаясь на Святой Земле, мы должны нести эту благодать Господню ближним. Возвращаясь на Родину, делиться ею с другими, претворяя полученные сокровища в дела евангельские, в дела милости.

Иначе мы встретим большие искушения. Они и так будут. Господь будет поверять тебя: для чего ты ездил на Святую Землю, для того ли, чтобы становиться святым, приближаться к духовному идеалу? Ты будешь испытываться, очищаться скорбями и болезнями, чтобы новое мировосприятие, полученное на Святой Земле, становилось неотъемлемой частью твоей души. Жить, как прежде, ты уже не имеешь права. Это равносильно предательству. Ведь ты взошел в Иерусалим по милости Божией. Думается, и на Страшном Суде придется держать ответ: как поменялась твоя жизнь после посещения Святой Земли. Радовал ли ты людей, как радовал тебя Господь, сохранил ли полученные дары или, может, закопал их в землю?

Человеку, побывавшему на Святой Земле, уже никак нельзя отчаиваться, впадать в тяжкие грехи неверия, уныния, потому что в его жизни была встреча с Богом лицом к лицу. Как можно быть на Голгофе, у Гроба Господня и не ощутить Божьего присутствия?

Любой человек может оказаться в Иерусалиме. В нашей группе была старенькая бабушка, которая мечтала попасть на Святую Землю, собирала денежки и, видя ее верность и усердие, Господь привел ее в Иерусалим. Она плохо ходила, плохо слышала, но радовалась детской радостью: желание ее сердца исполнилось. Все зависит от нашей веры, все возможно Богу.

Забыть иерусалимскую радость невозможно. Туда можно вернуться по молитвам. Недавно я прочитал жизнеописание печерского схиигумена Саввы (Остапенко † 1980), носившего до пострига имя Николай. По молитвам одной монахини исполнилось его давнее желание: в тонком сне он посетил места, связанные со свт. Николаем. Так можем молиться и мы, желая обновить радость, родившуюся на Святой Земле.

† † †

Были среди нас и люди, которые по Промыслу Божию не испытывали особенных чувств. Это не значит, что они слишком грешны или черствы. Просто не может со всеми все происходить одинаково. Господь премудро ведет каждого и пробуждает души по-разному.

В одну из поездок в нашей группе паломничал духовник Почаевской лавры отец Богдан. Он сам - свет и радость, лучистый, как ребенок. И делился своей радостью со всеми. Есть люди - уже не пустые, он приехал - полным своей благостью. Конечно, он восполнил ее, но и поделился тоже, ведь батюшка все время молится. Очень много времени уделял духовным чадам, никуда не рвался с духовной жадностью, как мы: словно ради некого магизма стремимся везде все приложить. О.Богдан был спокоен в своей радости, душа светлела от одного его вида.

Когда паломническая группа небольшая, люди очень сближаются, становясь родными. За всех, с кем Господь свел на Святой Земле, я молюсь за каждой литургией.

Пытаясь проникнуться жизнью людей, живущих на Святой Земле постоянно, я понял: это подвиг. Очень тяжело нашему несовершенству ежедневно испытывать такое напряжение благодатных сил. Слишком ветхи мы, жить этой радостью еще не готовы.

† † †

Евангельские образы стали зримыми для нас. Незабываемы впечатления от Иордана. Все существо, до самых глубин прониклось осознанием того, что вода эта - живая. После омовения показалось, словно заново родился, влились новые силы, исчезла усталость. Тогда пришло понимание подвижников, живших по благодати. Как св. прав. Иоанн Кронштадтский: спал по три-четыре часа в сутки, но был все время бодр, напряжен - по благодати. Мы не имеем этого по своей нечистоте.

Невозможно описать Пасху Христову в Иерусалиме. Таких чувств, таких красок не было никогда. Вся милость Божия была с тобой, Сам Господь. Чего еще желать, после прикосновения неземной радости?

Особо запомнилось место Успения Божией Матери. Там такая чистота, красота, все проникнуто особенной нежностью и женственностью. Несомненно, Богоматерь незримо связана с этим миром.

Удивительны силы, которые даруются на Святой Земле. Весь день мы паломничали по святым местам, ночью старался попасть ко Гробу Господню на богослужение. Спать удавалось по 2-3 часа, но силы были.

Видели мы и Стену плача - то, что осталось в утешение иудеям. Пришлось воочию убедится в различии наших вер. Их молитвы были похожи на заклинания, а поклонами словно искусственно себя возгревали. Христианство раскрывает человека Богу, душа обновляется естественно, а здесь мы увидели, что люди замыкаются на себе. Очень грустно. Словно попали во времена, когда Христос еще не пришел.

† † †

Хочу пожелать каждому всем сердцем ощутить благодать Святого Града. Конечно, не всем удастся посетить Святую Землю, но ощутить вкус Пасхальной радости мы можем и в родной России. Вспоминаются слова батюшки Серафима, который говорил, что приезжая в Дивеево, пройдя канавку с чтением Богородице Дево, обретаешь благодать и Иерусалима, и Афона. И в каждом православном храме мы прикасаемся благодати Божией, которая так обильно изливается на Святой Земле. Каждая литургия - это и Воскресение Христово, и Голгофа.

Можно вспомнить и монашескую присказку: вошел в келью и не вышел вон, вот тебе и Иерусалим и Афон. Каждый из нас может и должен входить в сердце свое, стремиться к глубине молитвы и Богообщения. Быть готовым жертвовать ради истины Божией всеми греховными привязанностями, которые стоят между Господом и нами.

Уезжая из России, начинаешь иначе ее понимать. Природа Иерусалима очень впечатляет своей яркой красотой, но через какое-то время душе начинает недоставать лирики наших лугов, лесов. Понимаешь, что Родина наша - особое место, со своей благодатью. Здесь лучше, чем где-либо. На Россию сейчас смотрит весь мир, и оттого, как мы будем жить, зависят судьбы всего мира.