Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Азы православия

Исповедь

Главнейшая часть таинства покаяния - исповедь - была известна христианам уже во времена апостолов, о чем свидетельствует книга Деяний апостольских: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (19, 18). В древней Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов было или тайное или открытое, публичное. К публичному покаянию призывались те христиане, которые своими грехами производили соблазн в Церкви. К концу IX века публичная исповедь окончательно исчезает и заменяется тайной. Это произошло потому, что общественная исповедь, столь благотворная в древние времена, когда строгость нравов и ревность к благочестию были всеобщими, постепенно стала тягостной для христиан последующих веков. Кроме того, грехи, открываемые всенародно, могли послужить соблазном для нестойких духом, и врачевство одних обратилось бы ядом для других.

Практикуемая в наше время при большом стечении исповедников общая исповедь неправомерна с точки зрения литургического богословия и церковного благочестия, так как лишает кающегося и пастыря личного общения. Поэтому священник должен разъяснять народу, что лучше по возможности приходить на исповедь не всем вместе в одни и те же дни, а небольшими группами во время постов, чтобы каждый мог лично исповедовать свои грехи и получить отпущение. Следует помнить, что общая исповедь - не норма, а допущение. Поэтому, даже если при большом стечении кающихся священник проводит общую исповедь, он должен перед чтением разрешительной молитвы дать возможность каждому исповеднику высказать наиболее отягощающие его душу и совесть прегрешения. Лишая прихожанина даже такой краткой личной исповеди под предлогом нехватки времени, священник нарушает свой пастырский долг и унижает достоинство этого великого таинства.

Настольная книга священнослужителя, т.4