Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Мысли по поводу

ВЕРНОПОДДАННИЧЕСТВО

До недавнего времени педагогическая задача воспитания любви к Отечеству считалась сама собой разумеющейся, но в наши дни оказалось, что этот вопрос не так ясен, как кажется. Однажды на педагогической конференции в военно-морском институте доктор наук, женщина, всерьез утверждала: «Нельзя любить Родину, которую не уважаешь»(?!). Другой человек, несостоявшийся офицер, обвинял страну во всех своих бедах. На слова о том, что Родина - это наша мать, он запальчиво возразил: «А может - шлюха подзаборная?» Молодой человек прагматичен, он может найти удобное оправдание для того, чтобы не заботиться о больной матери.

Нынче отвергается классовый подход, но на наших глазах в России сложились два новых класса: многочисленные бедные и кучка очень богатых, которые неустанно внушают с экранов и в прессе: «Нам никто не угрожает». Это правда, им действительно никто не угрожает, потому что всеми своими силами и деньгами они служат не российским, а западным интересам. С их помощью Великая Отечественная война приобретает в глазах современников такое противостояние: ужасные коммунисты - бедные фашисты. Поэтому появляются сторонники кощунственного движения за «примирение» наших павших воинов и уничтоженных на нашей земле фашистских захватчиков. Подобные примеры можно продолжать.

Это все следствие разрушения великой русской культуры, в том числе и языковой. Многие важнейшие духовные и государственные понятия изгонялись из языка, а значит, и из жизни. Ленин мечтал о создании нового словаря, где не было бы слов «самодержец», «монарх», «держава», и других, столь ненавистных революционерам.

Нам же сегодня полезно возвращаться к так же забытому ныне понятию «верноподданный». В современной литературе оно встречается редко и обычно носит иронический оттенок, в словарях же С.И.Ожегова и четырехтомном академическом носит помету «устаревшее». Лишь Толковый словарь В.И.Даля объясняет серьезно и глубоко: Верноподданный - гражданин, прирожденный житель, обязанный верностью, присягнувший на верноподданство государю. Верноподданнический - свойственный, приличный подданному, гражданину, сыну Отечества.

Наши благочестивые предки понимали, что любовь к Отечеству выражается через любовь к своему Царю-Батюшке. Послушание Государю как помазаннику Божию - основа здоровой государственной деятельности и, по слову прп.Серафима Саровского, суть первый долг наш русский и главное основание истинно христианского благочестия. Нет Отечества без личности Отца, нет государства без Государя, нет державы без скипетра и державы Самодержца, нет благословения Божия на народ без Царя-помазанника. Нет спокойствия и в Церкви без верного сына и защитника Ее - царя православного.

Примерно в середине XIX века в России сформировались либерально-демократические силы, сразу заявившие о своих антимонархических устремлениях. Они повели широкую борьбу против русского самодержавия и верноподданничества, явившись своего рода пятой колонной, расшатавшей государственную власть. Нынешние борцы за права человека - их прямые наследники. К идее монархии в России они относятся так же, как и их предшественники - скептически, критически, иронически. В 1917 году эти силы, всячески подрывая власть Императора Николая II и обвиняя его же в спровоцированной ими «слабости», требовали отречения, забыв о своей присяге и о святом долге верноподданных. Известно, что это, наряду с другими причинами, привело к кровавой смуте революции и гражданской войны.

Вместо того, чтобы поддержать своего монарха в столь трудное время, либералы травили его в Думе и печати, уподобляясь ветхозаветному Хаму. Поневоле напрашивается сравнение со взаимоотношениями древних христиан и римской власти. Она гнала, уничтожала христиан, но они никогда не восставали против нее, поскольку высоко ценили государственность как богоустановленный порядок. В результате к IV веку сама римская власть стала христианской. Наши же либералы распинали монархию и создали власть - сатанинскую. От которой, кстати, получили свое возмездие.

Но Русь знает и другие примеры отношений властителя и подданных. Можно вспомнить княжение Василия II (Темного). Трудно назвать битву, в которой бы он не проиграл, но в конце концов все неудачи оборачивались на благо.

Когда князь Василий попал в татарский плен, за него потребовали огромный выкуп. Москва выплатила его. Вместе с Василием II поехали многие знатные татары, приняли Православие и определились на службу к князю. По имени одного из них - Касима - был назван город Касимов под Рязанью.

Во время захвата столицы и ссылки Василия Темного в Коломну за ним устремилась вся Москва: бояре, духовенство, ремесленники. Затем он снова попал в плен, был сослан в Вологду, где подписал «проклятые грамоты» о том, что отрекается от всего и если нарушит клятву, то будет проклят Богом и потомством. Тогда к нему в Вологду приехал игумен Кирилло-Белозерского монастыря Трифон, сказав, что тот должен ехать в Москву, а проклятие игумен возьмет на себя и отмолит князя.

Прежним русским подданным были не важны личные достоинства правителя: ты наш князь и этого достаточно, будем отстаивать наш московский порядок, и этим мы сильны.

Прежде верноподданничество было персонифицировано: князю целовали крест, царю давали присягу. Сейчас мы не имеем такой личности, но это не препятствие по существу. Духовно-патриотическая часть русского народа уже исповедует верноподданничество как верность святой идее традиционной православной государственности. Воплощать эту идею мы можем через малые, но постоянные дела, что поможет измениться и нам самим, и, со временем, улучшить мир вокруг себя.

Никита ПОЗДНЯКОВ, капитан I ранга запаса