Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КАКО ВЕРУЕШИ?

Дорогой читатель, мы с тобой находимся в пределах Велико- го поста - в пустыне смирения и покаяния, пройти которую нам заповедал Господь от первого плача прмч. Андрея Критского до самой Страстной седмицы.

Покаяние - это состояние церковного бытия. Пред Евангелием и крестом на аналое, пред Самим Господом Тайносовершителем, зрящим прямо в наше сердце, мы предстоим со своей исповедью с надеждой исцелиться. Склонив голову, открываем свою душу священнику, единственному на земле человеку, имеющему власть от Бога «вязать и разрешать грехи наши».

Каждая исповедь пожигает в демонских рукописаниях содеянное нами зло - словом, делом, мыслью. Умению исповедоваться и посвящена наша беседа со священником Свято-Иоанновского женского монастыря на Карповке иереем ДИМИТРИЕМ ГАЛКИНЫМ.

- О.Димитрий, как правильно подготовиться к исповеди?

- Исповедь требует от человека полного творческого участия, все силы души. Так важно найти точные слова, чтобы выразить самое глубинное и тяжкое, что бередит душу. Начинать готовиться лучше накануне, а идеально - наблюдать и записывать греховные движения души и поступки ежедневно. Существует полезное правило: перед вечерней молитвой принести Господу Богу личное покаяние за грехи, совершенные в этот день. Их можно записать, но не следует углубляться в некое болезненное «самокопание».

Готовясь к церковной исповеди, надо научиться осмыслять свою духовную жизнь и подводить итоги ей, но ни в коем случае нельзя превращать исповедь в «отчет о проделанной греховной работе». Необходимо задаться вопросом: «А почему же эти грехи я совершил, в чем их глубинная причина или, может быть, даже первопричина?» Ведь за каждым внешним проявлением греха таится движение какой-либо страсти человека или даже порока. А мы видим лишь «верхушку айсберга», глубина скрывает неизвестность, которая может заявить о себе внезапно и непредсказуемо. Идеальная исповедь должна показать, что человек раскаялся в тех страстях и пороках, которые привели его к совершению этих грехов.

-О.Димитрий, бывает, что после первой исповеди, когда самый страшный груз снят, возникает соблазнительное ощущение благополучия, которое принимается за духовное преуспеяние. А на самом деле?

-Важно сознавать, что если мы в настоящее время не имеем смертных грехов, то это не вследствие нашей благодатной внутренней устроенности, а в силу того, что Господь Бог сейчас помещает нас в такие условия, когда страсти, присущие нам, не могут проявить себя в полную силу. Но окажись мы в иных условиях, быть может, экстремальных, как все дурное и темное, что содержится в нашей душе, может в самых безобразных формах вылиться наружу. Поэтому не существует грехов мелких или крупных - любой грех в с е г д а безконечная мерзость пред Богом.

Конечно же, огромная разница между грехом реального убийства и намерением убить. Но, по существу, желание убить порой переживается человеком не менее напряженно и эмоционально, с таким же зарядом ненависти, как и реальное убийство. Надо утвердиться в мысли, что мелкие грехи есть следствие все той же первопричины, которая вызвала когда-то грехи страшные и тяжелые. Просто сейчас в силу сложившегося уже православного мировоззрения человек учится сдерживать себя, но это не значит, что первопричина в нем изжита окончательно.

-О.Димитрий, сойти в собственные глубины кому-то не под силу, а другому - просто опасно... Какие есть верные ориентиры?

- Предельная искренность на исповеди - главный помощник человеку. Ведь подходя к исповедальному аналою, нам кажется, что мы почти всегда искренни пред священником и пред Господом Богом. Но это не совсем так. Пастырский опыт показывает, что почти всегда, не замечая того, человек пытается себя оправдать. Либо грех обозначается в какой-то завуалированной форме, либо приводится целая серия полуоправданий-полуобъяснений, якобы подтверждающих, что не совершить данный грех было просто невозможно. Разве это не свидетельствует о том, что нет глубины раскаяния? Святые отцы предупреждают, что венец греха - самооправдание, которое лишает нас той утешительной благодати, которая могла бы посетить наше сердце в таинстве исповеди. Как же избежать самооправдания? Есть добрый совет - готовиться к каждой исповеди, как к последней в своей жизни. Тогда каждое покаянное слово будет осознано как единственная возможность снять с чаши весов правосудия Божия погибельный для души груз.

-О.Димитрий, как быть людям, которые не видят своих грехов? Наверное, это, в основном, пожилое поколение, воспитанное в атмосфере тонкой духовной лжи и подмен. Их церковная жизнь, к сожалению, часто выстраивается по прежним привычным шаблонам...

- Существуют две формулировки, казалось бы, внешне противоположные по смыслу ,но равноценные внутренне. Подходит бабушка и бодрым голосом у исповедального аналоя заявляет: «Ни в чем не грешна». Или другой вариант: «Во всем грешна». Не обижайтесь, если после этих слов вы услышите от священника что-нибудь нелицеприятное. Потому что подобный взгляд на себя является ни чем иным, как признаком духовной лени или даже духовной мертвенности.

Людей не грешащих просто нет. Человек может удерживаться от греха на деле, но что касается греховных намерений, помыслов, то они, конечно, присутствуют в каждом из нас.

Чем более уединялись святые отцы и подвижники, чем более они молитвенно возрастали, тем более они считали себя недостойными и окаяннейшими грешниками. Когда человек реально приближается к Богу, чувство собственного недостоинства в нем возрастает. Почему? Да потому, что он имеет возможность реально ощущать Величие и Святость Божию. При этом свое любое, даже самое крохотное движение души, отторгающее от благодати Святого Духа, такой человек переживает, как трагедию богооставленности, которую приходиться преодолевать глубоким и серьезным покаянием.

Вместе с тем, если человек пребывает в духовной спячке, естественно, что никаких грехов за собой он не замечает. Эти люди часто наполнены сознанием своей правоты, которая усиливается чувством избранности во Христе и приобщенностью к церковной жизни. Но это ни что иное, как ложная правота. Поэтому на заявление, что «во всем грешна»,- следует вопрос: «А мерседесы угоняла?» Да, совсем не просто, прожив почти всю жизнь без Бога, начинать другую - покаянную.

- За несколько десятилетий мы смогли многое потерять. Теперь вглядываемся в прошлое с надеждой обрести себя, - и каждую минуту сталкиваемся с миром, где царствует в разнообразном обличии грех. Возникает взаимопроникновение, за которым так часто следует состояние раздвоенности. Как его преодоле- ть?

- Раздвоенность и сознания, и образа жизни являются болезнью не только наших дней. Ее причина в отсутствии цельности - как следствие греховности человека. В храме и в наших представлениях мы одни, то есть те, какими бы мы себя хотели видеть во Христе. А в реальной жизни со всеми ее сложностями, со всем ее напором соблазна, мы слишком часто переходим ту грань, за которой начинается погибельное саморазрушение. Как это преодолеть в себе? Дело в том, что целостность является духовным плодом. Никакими усилиями воли ее не обрести. Обманываться здесь не следует. Целомудрие очень широкое понятие, которое вбирает в себя не только телесную чистоту. Оно является плодом жизни во Христе. И, как правило, этого дара сподобляются только те люди, которые уже прошли достаточно долгий путь церковной жизни.

Интуитивно человек понимает, что всякое соглашательство и приспособленчество внесет в душу глубокое и болезненное смятение, за которым пожалует мучительная безысходность. Кажущимся выходом из этого состояния может быть бегство от мира. И, действительно, многие замыкаются в рамках своей комнаты или узкого круга людей, пытаясь таким образом оградить себя от соблазнов века сего. Но дело в том, что причиной душевной дисгармонии является глубокая неустроенность души. Можно отсечь внешний источник соблазна, но внутренне все равно оставаться раздвоенным. У Церкви, частью которой все мы являемся, есть своя миссия - проповедь жизни во Христе. Только на этом пути служения Богу пагубная раздвоенность преодолевается, а наша вера укрепляется ревностью о Господе и готовностью всякому, требующему...отчета...дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3,15) . Все без исключения христиане призваны быть светом для окружающей тьмы, быть светлячками и солнышками для всего неверующего мира. Так ли это в нашей жизни? Великий пост и есть наилучшее время, чтобы взглянуть правде в глаза, изменить себя, приблизить к Богу. Неслучайно в чинопоследовании таинства исповеди первый вопрос кающемуся - како веруеши ? Оказывается мы редко сознаем, что грех мешает верить. Ведь наш образ жизни и свидетельствует веру христианскую, и если грех мешает нам жить по Христу, следовательно, мешает нам и веровать во Христа.

Вопросы задавала Евгения КИШИЛОВА.