Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

По просьбе редакции

ЖЕНИХ ЦЕРКОВНЫЙ

Инок Всеволод (Филипьев) известен православному читателю по многочисленным публикациям его стихов и статей в журналах и газетах России и зарубежья: «Православная Русь», «Православная жизнь», «Русский вестник», «Радонеж», «Православная беседа», «Православная газета», «Запорожье Православное», «Благовест», «Север», «Встреча». С нашей газетой инок Всеволод сотрудничает уже несколько лет. Думается, что читателям запомнились замечательные «Джорданвильские зарисов-ки» - «Остров Божественной любви». По нашей просьбе инок Всеволод прислал материалы для вели-копостного номера для первой полосы. С благодарностью публикуем их.

Почему у Спасителя на этой иконе такие грустные глаза? Его скорбящий взгляд проникает до глубины души и пробуждает дрем-лющую совесть.

Иконы этого типа называют по-разному: «Иисус в темнице», «Царь Иудейский», «Жених Церковный». На иконе мы видим Христа в минуты Его крайнего уничижения. Он облачен в багряницу, на главе - терновый венец, руки связаны крестом впереди. В пра-вой руке трость. Мучители Христа, желая надругаться над Ним и над Его царским достоинством, вместо подобающих Ему порфиры, венца и скипетра одели Господа в багряницу, возложили на Него терн и вручили трость.

Есть и отличительная особенность у каждой иконы этого типа - это взгляд Спасителя. Так, на иконе «Иисус Христос в темнице» Спаситель молитвенно воздел очи горе. Он погружен в молитву, Он созерцает величественные судьбы Божии. На иконе «Жених Церковный» Спаситель поднял Свои очи и устремил взор на нас, в сердце каждого человека. Кроток этот взгляд, при этом он пронзителен и незабываем. От него не уйдешь, не скроешься, не откупишься. О чем же Ты так скорбишь, Сын Бо-жий, Спаситель наш?...

Раздумья, раздумья, великопостное богомыслие. А таинство елеоосвящения идет своим чередом. Сейчас священники будут по-мазывать нас святым елеем. Вот и этот елей получил благодат-ную силу, стал для нас елеем радости, по Твоей милости, Иску-пителю наш.

С трудом проходим ряды молящихся, все ближе к алтарю, где у самого амвона священники помазуют народ святым елеем. Я иду за старым седым монахом, бывшим белым воином. Ему уже за де-вяносто. Человек он крутой, но отходчивый, а по временам бы-вает очень добр и даже ласков. Разумеется, он, как бывший во-енный, любит дисциплину. А тут перед ним в очереди на помаза-ние оказывается старик-мирянин. Не порядок. Монах резко ото-двигает деда со своего пути. А тот, отходя, возьми, да скажи: «Не толкайся, отче», - при этом и по плечу того монаха похло-пал. Неожиданно лицо старика исказилось от боли, даже слезы выступили, и он заголосил, при этом крестя монаха: «Нога, но-га. Он мне на больную ногу наступил». А монах и сам весь дро-жит от нервного напряжения, хотя вида старается не показы-вать. На ногу-то старику он, видимо, умышленно наступил, что-бы тот меньше разговаривал. Они уже разминулись, но старик все не унимался, причитал со слезами на глазах: «Да что же это, люди добрые, на больную-то ногу. Рана у меня там».

...Раны, раны, душевные наши раны. Вот они. Господи, обнаже-ны пред Тобою. Видишь, как мы друг друга, и сами себя, неми-лосердно раним. И раны наши сердечные гноятся и болят.

Больно было смотреть на раздосадованного старика, да и на старого монаха, на этих двух братьев во Христе, пришедших в храм за одним и тем же, за елеем радости, а вместо этого ис-пивших горечь разобщенности и вражды. Но ведь дело не в них одних. Они-то, Бог даст, вскоре примирятся. Дело-то во всех нас... Эти мысли пронзили мою душу, когда, проходя по храму, я оказался перед иконой «Жених Церковный». Вот Он, Церковный Же-них, со скорбью и надеждой взирает на нас, ведь мы - члены Церкви, а Церковь - Его Невеста. Что же мы приносим Ему? Ежеми-нутно мы несем Ему все новые раны и молим: «Исцели». Он исце-ляет нас, а мы вновь калечим себя и друг друга, а потом вновь идем к Нему. И Он снова берет на Себя наши раны. Так вот от-чего скорбен Твой взгляд, Жених Церковный. Ты взял на Себя боль всего мира, включая и ту скорбь и горечь обиды, которую только что пережили эти два человека: старик и монах. И мы, очевидцы их печального столкновения, тоже переживаем о слу-чившемся, и нашу боль Ты взял на Себя, Жених Церковный. Гос-поди, если бы мы всегда помнили о том, что своими грехами мы раним не только себя, но и Тебе доставляем все новые страда-ния. Во дни Твоей земной жизни Ты понес грехи всего человече-ства и искупил их, а значит и мои грехи, в том числе грехи сегодняшние.

Скорбь и тяжесть страшной ноши всечеловеческого греха запечатлелась на Твоем Пресветлом Лике, Жених Церковный. Но вме-сте с тем Ты с надеждой взираешь на нас с Твоей иконы. На Твоих устах мольба к Отцу: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». И это сказано не только о Твоих явных гонителях, но и о всех нас, таких благополучных на вид христианах, на самом деле являющихся жестокими мучителями Твоими. Прости нас, Сыне Божий. Прости нас, Жених Церковный.

ПЛАЧ ДУШИ У НОГ ГОСПОДА

Господи, горе мне отовсюду.

Выйду в мир - там ветер лютый и снег мертвящий - ветер и снег безверия и гордой самости, ветер и снег в моем сердце. Затворюсь в монастыре - одолевает уныние, пустота душевная, скорбь плоти, требующей удовольствий мирских. Уйду в пустыню - наваливается мрачная туча отчаяния и страха бесовского, окутывает и давит меня мрак духовный, адоподобный, безпросветный - мрак моего сердца.

Куда ни пройду - везде пусто мне, потому что гордое сердце мое везде одно. Оно и на краю пропасти не вспоминает Тебя, Господи, и не молится Тебе.

Научи меня молитве, Господи, научи покаянному плачу, вразу-ми, наставь, обогрей.

Я - странник, блуждающий в долине печали, я - трава иссыхающая, я - лучина еле тлеющая, я - болотный огонь, я - никто, потому что я до сих пор по-настоящему не познал Тебя, Госпо-ди.

Даруй мне, Всеблагой, ведение Тебя. Сквозь время и простран-ство протяни Руку Твою или хотя бы единожды воззри на меня всемилостивым Твоим Оком. Овей меня легким дуновением Твоей мудрости, о, Премудрый. Верю, что тогда мое сердце, этот ку-сок льда, которому всегда холодно, оттает.

Господи, прииди вечной Весной в северную страну моей души, чтобы я раз и навсегда понял, что где Ты, там свет животворя-щий, там источник воды живой. Ты и в миру греешь детей своих, и в монастырях, и в пустынях освещаешь смиренных черноризцев. Ты любишь детей Своих, Господи, и они Тебя любят.

Евангельские дети, возьмите меня в ваши чертоги. Хотел бы я быть с вами, но нет у меня одежды достойной чертогов Весны, нет у меня молитвы сердечной, нет добра и любви. Горе мне отовсюду.

Буду плакать у ног Твоих, Господи. Буду плакать у ног Тво-их...

ДВЕ КАПЛИ

Матерь Божия, дай мне каплю от Твоей любви ко Христу и каплю от Твоей любви к людям. Ибо этих двух капель было достаточно, чтобы утолить не только жажду моей души, но и духовную жажду всего человечества.

УГАСШАЯ ЗВЕЗДА

Господи, я - угасшая звезда на Твоем небе. Мои руки-лучи безсильно опущены. Мои очи-огни угасли. Мое сердце-орган не поет больше песен Тебе. У меня нет больше любви. Я - угасшая звезда на Твоем небе.

Но все же я остаюсь еще на Твоем небе. Я еще не ниспал с Твоего небосклона, как ниспал Денница - звезда утренняя.

Я - Твоя звезда, Господи, хотя и угасшая... Не в силах я взы-вать к Тебе, но Ты, Боже мой, спаси меня Сам, ведомыми Тебе путями. Одной искры любви Твоей достаточно для того, чтобы мертвая звезда ожила, и потекли по ней слезные реки, и рас-пустились розово-золотые цветы покаяния.

Я - Твоя звезда, Господи, так благослови мне быть Твоей не только по имени, но и по подобию огненно-снежного, нежного сияния Твоего. Оживи меня дыханием Твоим, освяти меня Кровью Твоей, спаси меня любовью Твоей, ибо я - Твоя звезда, Госпо-ди, и хочу быть только Твоей.

КОГДА ТЫ ОТКРОЕШЬ СВОЕ ЛИЦО...

Как все становится ясно, Господи, когда Ты открываешь Свое Лицо... На Твоем белом изнуренном Лике лежит все та же боль, что и тогда, на Голгофе.

В Твоих очах светится все та же печаль. Эта печаль и эта боль о том, что мир не принял Тебя. И эта простая, но страшная правда становится столь ясной, что ее не в силах сокрыть все праздники и юбилеи, устраивае-мые, якобы, в Твою честь. Зачем обманываться? Ведь мир не при-нял Тебя.

Он не принял бы Тебя даже и в том случае, если бы всю землю населяли одни так называемые современные христиане. И Ты, Господи, снова был бы распят, если бы пришел на землю не две тысячи лет назад, а сегодня. Мир не принял Тебя, и, наверное, не примет уже никогда. Но Тебя приняли святые. Они и стали-то святыми именно тогда, когда приняли Тебя. И эти святые люди - последняя надежда об-реченного мира. У них - Свет. К ним, к ним нужно идти. Про-сить их заступничества, плакать и снова просить.

Их теплые руки, словно нежные крылья, ласково обнимут душу, и она поймет, что хотя мир не принял Тебя, но Ты победил его. Победил зло любовью. Как все становится ясно, Господи, когда Ты открываешь Свое Лицо.

Инок Всеволод(Филипьев) Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль