Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

РАЗВОД

Развод стал сегодня привычным разрешением неудачно сложившейся семейной жизни. Привычным настолько, что и православные супруги стали соблазняться возможностью «исправить ошибку», «переменить жизнь». Что может священник ответить на эту просьбу?

Тысячу лет наши предки берегли святость брака, сию великую тайну соединения двух в единое, подобно единению Христа и Церкви. Девять веков расторжение браков в России почти не совершалось. В нашем национальном характере - семейное терпение, взаимное терпение и услужливость супругов. Этот характер сложился благодаря принятой в плоть и кровь евангельской проповеди.

Еще святой Владимир пытался усвоить на Руси новое брачное законодательство. В Уставе князя Ярослава читаем, что разлучение жены и мужа возможно только в случае вины государственной измены, злоумышления (покушения) на жизнь мужа, измены мужу, отлучки супруги на длительный срок без разрешения мужа, кражи имущества мужа или Церкви. И все! Не дозволялось жене покидать больного супруга. Пресекалась Уставом и привычная в язычестве замена жены. Такой взгляд на развод в русском обществе не изменялся почти до революции 1917 года, когда были перевернуты не только государственные, но и духовные устои.

Новое законодательство позволяло оформлять развод сразу же и по просьбе всего лишь одной стороны. Нередко второй супруг даже не знал, что брак расторгнут. Такая свобода нравов, конечно, не могла просуществовать долго в государстве, где подавляющее большинство граждан, можно сказать, генетически православные, рождены в венчанном законном браке.

Последнюю русскую революцию восьмидесятых годов также сопровождает разрушение нравственных принципов, попытки узаконить в общественном сознании порок.

А Христос Спаситель все Тот же и ныне и присно и во веки веков, и слова Его те же. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Но возможно ли так жить сегодня? Жизненна ли такая позиция? Но и две тысячи лет назад эти слова смутили даже близких учеников Иисуса: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться (Мф. 19, 10). Слова Спасителя оказались в противоречии с миром, в котором они прозвучали. Римское языческое общество придерживалось узаконенной моногамии лишь внешне. В обычае были наложницы, кратковременные любовные связи, развод был незатруднителен, женщина не имела никаких прав. Мир иудейский уже давно жил не Божьим законом, а Талмудом, толкованиями и обычаями, которые приспосабливались к ситуации. По Моисееву законодательству, не нашедшую благоволения (Втор. 24, 1) в глазах мужа жену можно было отпустить, дав ей разводное письмо (Втор. 24, 1). Закон был дан Моисеем, знавшим жестокосердие своих соплеменников, дабы оградить несчастную женщину от произвола мужа.

† † †

Причин, по которым супруги решаются на развод, много, но сводятся они к одной: непонимание сущности брака. Язычество стремится к отказу от страданий и утеснений.

Для верующих супругов первое и главное дело - это спасение души, и брак понимается как удобное для спасения состояние. Заботу и любовь к ближнему, завещанную Спасителем, легче и естественнее проявить в семье к самому близкому человеку - супругу, с которым вы единая плоть. Естественно взять на себя труд терпеть его недостатки, грехи, болезни. Претерпевший же до конца спасется (Мк. 13, 13), - обещает Спаситель.

И все же... Приходят за советом и благословением на расторжение брака. «На могу больше так жить». Такое отчаяние подобно отчаянию самоубийцы: то есть жить могу, а «так» не могу. Участь супруга, разделяющего соединенное Богом, печальна.

Надо терпеть, как терпим мы больное или безпокойное дитя, как терпим болезнь. По слову апостола, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим (1 Кор. 7, 11).

Не отвергайте скорбей, полезнее их пережить, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5, 3-5), то есть не обманывает, не бывает безплодной. Аминь.

Священник Сергий НИКОЛАЕВ МОЛИТВА об устранении семейных неурядиц, РАЗМОЛВОК, ССОР Молитва мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву О, всеблаженнии и многострадальнии святии стра-стотерпцы, тричисленнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве, веры православныя поборницы, безбожия идольскаго обличители, врагов прогонители, обидимых заступницы и всех христиан теплии предстателие! О, велиции страдальцы и угодницы Христовы, исповедницы всесветлии! Помилуйте нас, грешных и недостойных, в бедах, скорбех и печалех и во всякой злой напасти пребывающих, избавите нас от обидящих и ненавидящих нас, от враг видимых и от всякаго злаго человека; и якоже избависте отроковицу от горькия смерти, во гробе от злаго воина Готдина живу затворенную, тако и ныне по данной вам от Бога бла-годати, в супружестве убо жившая в любви и едино-мыслии соблюдите, всех же нас в вере и благочестии утвердите и от находящих на ны зол во временней сей жизни избавите. О, велиции поборницы Гурие, Са-моне и Авиве, воини Небеснаго Царя! Не забудите нас, всегда вам молящихся и помощи вашея прося-щих, но предстояще у Престола Вседержителева, молитеся о нас, грешных и недостойных, подати нам оставление грехов, да от вечнаго мучения избавльшеся, получим от Бога неизреченная благая, яже уготова Господь любящим Его. Яко подобает Ему всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.