Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«ЖЕНЫ-МИНОНОСИЦЫ»

Компьютер во время набора статьи о женах-мироносицах упорно исправлял «р» на «н» - получалось смешное искажение - жены-миноносицы( совсем по Маяковскому).

Так родился этот материал - православный ответ на почитаемый многими Международный женский день 8 марта.

Во время летнего паломничества, после долгого общения с женщинами-подвижницами в различных монастырях, подумалось: шутка компьютера имеет воплощение в жизни. Но начну со слов молитвы: «От них же первая есмь аз».

Женское, вернее, бабье начало - это вообще мина замедленного действия. Ты его выгоняешь в дверь, оно лезет в окно. В монастырях, в храмах, где женщины живут долго бок о бок и действительно очень много трудятся, проявляется это наше падшее естество прежде всего в различных формах зависти и осуждения.

«Ой, ее батюшка поздравил с днем ангела, а меня нет! Я что, хуже работаю?» «Вот как она долго исповедуется, а мне только два словечка скажет: молитесь, терпите - и отправляет». «А за что ее на праздничной трапезе в начале стола посадили, а меня в конце? Кто она такая?» К сожалению, все перечисленное существует не только на уровне помыслов, но и звучит, сотрясает воздух. А помыслы могут быть и совсем низменными - и при этом читающимися во взгляде - это уже по поводу внешности, одежды, образованности, богатства и прочего. И человек может даже и не признаваться себе в том, что он завидует. А рядом с осуждением и завистью живет хвастливость: «Вот сколько я сегодня сделала. Я сегодня в 5 утра встала, а в 2 ночи легла - устала, как никто». «А ты что так долго спишь? И на правило почему не пошла? Ты что, на курорт сюда приехала?».

Женская, бабья суетливость и болтливость... Как трудно от нее избавиться! Любим мы поговорить, и не только до или после службы, но еще хуже - во время богослужения. Тут действует языческая пословица: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Рядовым прихожанам делаются замечания. За их благочестивым поведением следят в оба, а работники храма якобы всегда разговаривают «по делу» и порой даже во время чтения Евангелия могут позволить себе нравоучения в чей-то адрес. Умолчу уже о келейных или трапезных «разборках». Тут может случиться и настоящий бабий базар...

Но, может быть, это все-таки лучше, чем лицемерие? Вероятно, в силу горячности натуры автору этих строк тяжелее всего встречаться с таким женским образом: тихая поступь, тихий голос, опущенные глаза, черная или просто темная одежда. Забота о монастыре, о храме - и вдруг: «Кто вам позволил? Я тут распоряжаюсь». - «Настоятельница благословила. Батюшка благословил». - «Меня надо было дожидаться. У меня обо всем надо спрашивать!» Такой человек в трапезной, в бухгалтерии, в канцелярии, в свечной или в книжной лавке может стать просто тираном всего храма и монастыря... А внешне, для прихожан - он будет воплощенным смирением и благочестием. И для себя тоже?

Еще одно проявление «вечнобабьего»: как известно, многие женщины трудятся в монастырях и храмах «во славу Божию» - безплатно. И им начинает казаться , что не их облагодетельствовало святое место, а они - благодетельницы.

Вот стоит в храме нестарая еще пенсионерка, чистит подсвечник, ее за это храм кормит - и так , как многие ее сверстники, особенно одинокие, давно уже не обедали и не ужинали. И вдруг у нее, что называется, вырывается: «Я такая стала добрая. Мне не надо исповедоваться. Я на этой работе все грехи свои очищаю».

Да, что скрывать, мы, женщины, в церкви первые распространительницы невежества, «бабьих басен», сплетен и слухов. Мы пускаем гулять по свету всевозможные небылицы о старцах, старицах, о конце света, различных пророчествах и чудесах. И возмущаемся, если кто-то с нами не согласен и призывает к трезвости и спокойствию.

Не буду распространяться, но упомяну и об искушении влюбленностью. Не секрет, что многие прихожанки разных возрастов имеют слабость - влюбляться в батюшек. Пастырям духовным при этом приходится переживать настоящие преследования. А уже упомянутые зависть, суетливость, лицемерие зачастую объясняются именно нездоровым отношением к священнику. Вспомним пословицу: «Если Бог хочет наказать, то отнимает разум»... При земном, бабском увлечении священнослужителем эта пословица сполна может оправдаться на нас.

Наверное, описание «миноносных», взрывоопасных свойств дочерей Евы в этой статье не исчерпано нами. «В нем же гады их же несть числа»(Пс.101) - по одному из толкований, это сказано о человеческой душе. Но, слава Богу, если мы открываем глаза на этих «гадов». И не думаем, что если мы - в Церкви, то мы уже совершенные и свободны от общечеловеческих немощей.

Знаю женщин, которые и великие дела делают, помогая строительству и благоукрашению храмов и монастырей, а не могут победить своих слабостей, даже пороков. И так одновременно все мы и «миноносицы», и мироносицы. Утешить же, смирить и вдохновить нас всех может одно речение: «Помни всегда - дело твое хорошее, но ты сама - плохая».

Впрочем, многое из того, что мы посвятили восьми мартовской теме, можно отнести и к мужескому полу.

Л.Самарина