Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДВА НАПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

из уроков по истории Церкви в Школе народного искусства императрицы Александры Федоровны

На протяжении всей истории нашей Церкви мы наблюдаем сосуществование двух направлений духовной жизни. Одно из них условно можно назвать «плачущим», а другое радующимся; или дисциплинарным и совестливым; или «иосифлянским» и «ниловским».

Люди разных психологических типов выбирают для себя один из названных путей спасения. Но не всегда выбор возможен. Иногда человек полностью зависит от тех условий, в которые он поставлен. Так, например, всегда существовало и существует сейчас монашество общежительное и скитское. В основе скитского жития лежат принципы семейственности - любовь старца к своим чадам и их ответная любовь и стремление следовать примеру своего духовного отца. В общежительном же монастыре главное - жесточайшая дисциплина и минимум личных взаимоотношений.

Но исследователями замечено, что почти все святые мужи и жены выходили из «семейственных общин». А из общежительных монастырей выходили хорошие администраторы, архиереи, хотя на этом служении тоже возрастали святые мужи.

Максимальный размер семьи, объединенной любовью - это 12, может быть, 20 человек. И если собиралось большее число братий, то часто бывало, что старец уходил и основывал новую общину. Примеров таких в Житиях немало. Психологи вывели сейчас законы, которые объясняют такое поведение старца: если даже единомысленных людей собирается больше 12, или, тем более, больше, чем 20 человек - они начинают делиться на группы. И начинаются разногласия (помните: «Я - Павлов, а я - Аполосов»).

Возможен и другой вариант: в древних монастырях одновременно подвизались святые разных направлений: один - строгий аскет, другой - милостивый. И у каждого были свои ученики. Ни в коем случае нельзя говорить, что одно направление - хорошее, а другое - плохое. Наоборот, они должны сосуществовать. Если в какую-то историческую эпоху одно из направлений попиралось, то страдала вся Церковь. Неслучайно эталоном русского монашества стал преп. Сергий Радонежский, который и скиты устраивал, и общежитие наладил. Он, с одной стороны - аскет, молчальник, а с другой - политический деятель. Он бывал и строгим, и милостивым.

Беда людей состоит только в том, что они, следуя тому или другому направлению, впадают в крайности. Мне, как пастырю, приходилось и приходится часто с этим сталкиваться. Вот приходят люди, можно сказать, «строго аскетической школы» - они требуют от священника палки. Если ты человека не опозоришь перед всеми, не унизишь, не дашь 200 поклонов, то вроде бы как и не пробрало его. Словами иногда вообще такого человека не вразумишь, он ищет наказания, эпитимьи и пр. Требует, чтобы на все мысли, поступки и слова были даны строгие предписания. А если ты не даешь их, то тебе говорят: «Какой ты священник? Да ты в Бога-то веришь?»

Но Господь милостив: сколько существует разных людей, столько можно найти и разных священников. Есть и милующие, есть и строгие, есть ученые-богословы, есть простецы, проповедники и немногословные, и т.д. Важно найти, что тебе подходит. И главное - не осуждать тех, кто на тебя не похож.

Мы говорили о крайностях «аскетизма», когда, например, пост и молитва становятся не средством (как это должно быть), а целью. Когда унылый, «постный вид» считается признаком православности. Но есть, конечно, крайности и в следовании по другому направлению. Тут человек становится чересчур «раскованным», слишком «свободным». Такой человек, витийствуя, богословствуя о высоких вещах, не борется со своими страстями. Потихоньку норовит и сигарету за углом храма выкурить, а частенько и выпить не прочь, и слова черные из его уст вылетают.

Главный критерий оценки направления нашей жизни - чтобы все, что мы говорим и делаем, соответствовало духу святых отцов. А если это не так, то рано или поздно это обязательно обнаружится. Господь поставит нас в такие условия, когда мы увидим, какие мы есть на самом деле.

Грядущий ХХI век будет испытывать людей по-особому. И важно уметь сохранить вечный опыт. Но так, чтобы он не делал людей безпомощными при столкновении с «духом века сего».

Настоятель храма Покрова Божией Матери в Школе Народных Искусств Архимандрит Иероним (Тестин)