Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О вере и Церкви

ПОД НАЧАЛОМ СТАРЦЕВ

Архимандрит Кенсорин - наместник Свято-Успенского Святогорского монастыря Псковской епархии - монашеский постриг принял более сорока лет назад в Псково-Печерском монастыре. Был келейником у последних валаамских старцев, служил на приходе. Когда батюшка находился на лечении в Санкт-Петербурге, мы встретились с ним, попросив поделиться воспоминаниями, мыслями о церковной жизни, рассказать о возрождении Святогорской обители.

- Когда шесть лет назад владыка Евсевий назначал меня наместником, он не сразу назвал место нового служения. Лишь повторял: «Отец Кенсорин, признай волю Божию». Действительно, я бы отказался, наверно. Было известно, что Святогорский монастырь живет очень скорбно: братия не набирается, каждая пядь земли буквально отвоевывается у заповедника «Пушкинские горы». Смирился, когда узнал, что престол на новом месте освящен во имя Успения Божией Матери: под покровом этого праздника прошло все мое служение, и в Печерах, и на приходе. Благословился у духовника печерской братии отца Иоанна Крестьянкина и стал наместником. У обители не было средств, я приехал в Петербург и каждый день стал совершать литургию в открывшемся к тому времени Иоанновском монастыре. С Божией помощью, по молитвам святого Иоанна Кронштадтского у меня появились новые друзья, образовался новый круг знакомств, благодаря чему стал возрождаться наш монастырь.

Милостью Божией отметили в этом году 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Поклониться могиле нашего великого поэта приезжали люди со всего света. Все мы обязаны знать и хранить нашу историю, культуру, относясь к ней с благоговением.

Но, к сожалению, молодежь наша не знает ни церковной, ни светской истории, духовно непросвещена и невоспитана. Родители не осознают ответственности пред Господом за детей. Однажды ко мне подошла женщина: «Сын занимается спортом, ездит на соревнования за границу, тратит все деньги на это. У него какая-то болезнь, не знаю, что с ним делать». Говорю ей: «Это бесовская страсть». Мы должны следить за детьми, чтобы никакое дело или занятие слишком их не увлекало. Но этого не происходит, и изуродованная, больная молодежь приходит в армию, в монастырь.

Бывает по-другому. Приехал ко мне на приход мальчик. Мать пишет письма: «Вернись, сынок. Батюшка, зачем ты его, кормильца моего, себе присвоил. Я страдаю одна». Скорбь материнская перетянула, и через несколько месяцев он уехал. Всего полгода прошло, вновь пишет мне мама: «Батюшка, возьми его, он пьянствует, развратничает, меня бьет. Помоги». Вот и результат. От храма оторвать ребенка нетрудно, а как его туда вернуть? Некоторые родители плачут-убиваются, провожая сына в монастырь. «Вы же не на войну отправляете, - говоришь им, - надо Бога благодарить и радоваться, что у ребенка есть желание идти в святую обитель». Это происходит от того, что родители не понимают своей ответственности за детей перед Богом. Потеряв Бога, мы потеряли все. Когда человек с Господом, он не нуждается ни в чем. Как апостолы, ничего не имуще, вся содержаще. У нас же до абсурда доходит. Недавно узнал: две пожилые женщины разодрались у телевизора, не договорившись, какую программу смотреть. Да так, что их разнимали мужчины. Вот до чего доводит безнравственная жизнь. Надо бы уже грехи свои оплакивать, идти в церковь каяться, а они у телевизора дерутся. Когда человек не может сдержать себя, зло кипит в нем, это уже бесовская страсть. Через наши пороки и невоздержание враг овладевает нашими душами. Лица людей становятся мрачными, а женщины даже перестают быть похожими на женщин. Бес говорит: боюсь смиренного, и порабощает людей через гордость. И поработил уже весь мир.

† † †

Прежде в Оптиной, на Валааме, во всех старых монастырях было старчество. Когда послушник поступал в обитель, его определяли к старцу. Не обязательно даже к священнику, просто к опытному монаху, который следил за ним, давал советы. Старцу начинающий инок ежедневно открывал свои помыслы. Так было принято, но теперь отошло в древность.

Когда я поступил в Псково-Печерский монастырь, очень переживал: у отца Симеона, у валаамских старцев не было келейников- мужчин, за ними ухаживали монахини-женщины. Мою скорбь Господь принял и Своим чудом направил меня к валаамским старцам. Я ухаживал за схиигуменом Лукой, иеросхимонахом Михаилом, который умер у меня на руках. Более всего пришлось общаться со схимонахом Николаем, удивительно молитвенным и смиренным старцем. Благодарен Господу за это высокое послушание.

А теперь у наших старцев, отца Иоанна Крестьянкина, отца Николая Гурьянова не находится келейников, могущих воспринять их старческую благодать. Может, нет у нас ласки, нежности, чтобы старца утешить. Но главная беда в том, что современная молодежь и не интересуется никаким старчеством. Нет у них смирения, кротости, любви. Они стремятся побыстрее сами старцами стать. Смотришь, батюшке 22 года, а к нему идут, как к старцу. Он окормляет людей, хотя сам еще ничего не понимает и духовно неопытен. От этого страдают духовные чада, которые не знают, куда он их ведет. И сам пастырь хватается за голову, когда бесы на него насядут. Не выдерживая духовной брани, эти молодые «старцы» бегут из монастыря. Потому что взялись не за свое дело. Этим недугом болеет вся священническая молодежь, не только монашествующие. Требуя особого уважения к себе, послушания, стремясь к славе. По слову святых отцов, в последние времена преисподняя наполнится священниками. Это очень страшно. Но от Господа не скрыться, ни в этом веке, ни в будущем. Оттого и болеют священники, и семьи их страдают.

Беда в том, что духовенство наше духовно не просвещено. Бывает, спросишь у человека: «В церковь-то ходите?» - «А что там делать?» Оказывается, с ним грубо обошлись, или священник, или прихожане. И это очень часто происходит: человек только-только начинает веру приобретать, а его отталкивают от Церкви. И он идет к сектантам, которые пользуются нашими немощами, принимают всех участливо.

Я очень скорблю и переживаю, чуть не плачу, когда узнаю о грубости пастыря к пасомым или о ссорах верующих между собою. Если вижу такую картину, ухожу больной, просто рана в сердце начинает ныть. Ведь это так часто случается...

Жалуются люди и на то, что порою богослужение совершается поспешно, не благоговейно, служба сокращается, священники проводят общую исповедь, не выслушивают прихожан. Люди же ищут церковь душою, стремясь туда, где получат отраду и утешение. В Санкт-Петербурге очень хорошо знаю Иоанновский монастырь, там отец Николай, о.Димитрий, о.Георгий, о.Игорь, мы очень дружим. Славится отец Василий Ермаков, отец Иоанн Миронов. Но мало ревностных служителей, и наши духовные овцы бегут без пастырей не знамо куда.

Не знаю, что будет потом, но пока наблюдаю духовное оскудение. Я и сам уже в преклонном возрасте, но тоже за шесть лет не подобрал келейника. Есть у меня святые мощи, антиминс, сподобил Господь общаться с многими святыми людьми. Хотелось бы поделиться и опытом своим, но пока не с кем.

Братия говорит: если ты уйдешь, монастырь закроется. Я сам очень переживаю. Тянешь на своих плечах, в одиночку. Поэтому и болею много. За этот год уже четвертый раз лежу в больнице. Но и здесь ответственность с меня не снимается. Братья, словно дети малые, каждый день звонят. Просил у владыки помощника, пока нет. Не знаю, что дальше будет.

† † †

Увы, нет меж нами должной любви и согласия. По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13,35). Вспоминается такой случай, бывший со мной на приходе. Одолел человека дух злобы, худо ему и некуда деваться. Приходит ко мне. Совершенно собой не владея, начинает неистово кричать (разве можно кричать на настоятеля, на своего начальника?). Молчу. Ясно же: бес человека ломает. Все, накричался, ушел. Дверью хлопает так, что весь дом трясется. Проходит час, другой. Молюсь: «Господи, вразуми. Матерь Божия, помоги, что же его сатана так искушает, совсем одолел. Помоги, Матерь Божия». И на него находит наитие Духа Святаго. Господь пробуждает его через молитву, человек начинает осознавать, что не прав. Прибегает, бух в ноги, чуть не плачет: «Прости, отец, не знаю, не понимаю, что со мной было».

Или человек может даже забыть о приступе злобы, настолько сатана околпачивает людей, словно затмение находит. Все от гордости.

В обители говорят: «Стоит только подумать о тебе плохо, сразу теряется душевный покой, дела не спорятся». У меня так же с нашим Владыкой: пойдет какая-нибудь размолвка, подумаю нехорошо о нем, сразу отходит молитвенный дух. Потому что мы должны быть единомысленны, стараться не допускать худых мыслей на ближних. Начинаю тогда молиться за архиепископа Евсевия, и Господь все устраивает. То же самое рассказывает и Владыка: лишь допустит мысленное противостояние по отношению ко мне, покой нарушается. Такая духовная связь должна быть и у мужа с женой, и у родителей с детьми, и у пастыря с паствой. Батюшка не должен повышать голоса на прихожан, уходить из храма раздраженным. Мне известен такой случай. Приехал к старцу бесноватый священник. Спрашиваю у него: «Батюшка, что с тобой случилось?» Рассказывает: «Во время богослужения хор запел Херувимскую, да не с того гласа, как я просил. Закричал я в гневе прямо с амвона на певчих. Почувствовал себя плохо, в это время в меня вселился бес. Потерял над собою контроль. Стали случаться припадки, не мог уже служить». Батюшка этот очень мучался, его ломало и крутило у старца.

† † †

Очень почитаю и люблю святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского. Считаю батюшку своим духовным покровителем: мою маму еще в детстве бабушка водила к нему на благословение. Не устаю поражаться духовной мудрости кронштадтского пастыря, всегда получаю вдохновение от его трудов. Когда попадаю в церковные магазины, всегда ищу книги отца Иоанна: вдруг какой-нибудь у меня нет. «Моя жизнь во Христе» - настольная книга. Сейчас прочитал «Живой колос» - последнюю книгу батюшки. Дай Бог всем нам, чтобы у нас появлялись бы такие пастыри, как отец Иоанн, воплотивший в своей душе Христа, всего себя отдававшего Богу и людям.

Сила Божия объединяет нас. Мы должны молиться друг за друга, за своих пастырей. Деточек очень люблю, всегда прошу их молиться за себя, их молитвы особенно близки Богу. Слава Богу, что есть еще на Руси дети, которые стремятся прославлять Господа. Бог даст, вырастут они воинами Христовыми, воплотят заветы Святой Руси. Еще открываются монастыри, звучат колокола - милость Божия с нами. Только надо пользоваться этим спасительным временем, чтобы оно шло нам на пользу. Хочется крикнуть на весь белый свет: ОБРАЩАЙТЕСЬ К БОГУ, ПОКА НЕ ПОЗДНО!

Записала М.Михайлова