Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Давайте поговорим

О ПАТРИОТИЗМЕ

Нашу газету некоторые ревнители обвиняют в «отсутствии пат-риотизма», Пришла пора ответить на эти обвинения.

Ответить - значит поразмышлять о том, как можно истолковы-вать любовь к Отчизне - патриотизм. Увы, у нас, вероятно в

силу исторических условий, патриотизм почти всегда принимает политическое направление. Быть патриотом - это нынче значит участ-вовать в митингах, собраниях, торжественных молебнах и панихидах, жить и действовать под лозунгами: «Бей жидов! Спасай Россию!» «Да здравствует Россия, единая и неделимая!» И еще: за братскими трапезами, после очередного тоста спеть «Боже, Царя храни». Да, к такому патриотизму мы не охочи.

Есть такая замечательная поговорка: «Чем глубже на сердце, чаще на уме, тем реже на языке». Думается, каждому из нас из опыта жизни известно: если человек говорит слишком много кра-сивых, возвышенных слов, мы перестаем им верить, появляется чувство фальши; всякое велеречие в конце концов надоедает. Не знаю, как вы, а мы всегда испытываем чувство неловкости, ко-гда в каком-нибудь собрании выступающие через слово начинают повторять «Россия-матушка», «Русь Святая», а в ответ им хло-пают в ладоши. Всегда в этом случае вспоминается: «от слов своих осудишься»... Конечно, нужно защищать родину от глумления, защищать словом, если этот дар тебе дан. Но тут нужен особо взвешенный, и одновременно огненно-искренний язык, и за словами должна стоять вся жизнь человека. А живем ли мы так, чтобы иметь право говорить речи о святости России?

Те, кто умирали за нас в «годину лютых гонений», погибали и погибают сейчас в военном огне, не говорят высоких слов.

Люди старшего дореволюционного поколения - «николаевские» - как они себя на-зывали - никогда не говорили ре-чей во славу России. Но разве они не были патриотами? Только чувства и мысли свои они могли скорее выразить не лозунгами, а таки-ми ахматовскими строчками:

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ
В заветных ладанках не носим не груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем,
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
   Да, для нас это грязь на калошах,
   Да, для нас это хруст на зубах.
   И мы мелем, и месим, и крошим
   Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.

Они, «николаевские», не говорили много о Родине, но они жили и умирали для того, чтобы Россия оставалась Россией, они были русскими не на словах, а на деле.

В газете мы понимаем патриотизм как сохранение памяти об этих людях. Наш долг - собирать по крупицам все, что известно о подвижниках земли нашей прошлых веков и современности, - и рассказывать об этом русским, но и не только русским людям. Рассказывать без ложного пафоса, в спокойном и уважительном тоне, не оскорбляя инакомыслящих.

На всю жизнь запомнился двадцатикилометровый крестный ход от Шамординского монастыря до Оптиной пустыни в день 100-летней кончины прп. Амвросия. Я шел рядом с ныне покойным подвижником схиархимандритом Иннокентием(Просвирниным), к нему под благословение постоянно подходили простые русские люди с прекрасными, как будто иконописными ликами. Повернувшись ко мне, батюшка сказал: «Вот на ком держится еще Россия! Не на тех, кто много говорит и пишет, а на таких скромных тружениках». До сих пор испытываю стыд от этих слов. Так же, как стыдишься, явившись за журналистской информацией на стройку или восстановление храма Божия. Люди трудятся на холоде и ветру, часто безплатно, «во славу Божию», а ты со стороны наблюдаешь, чтобы потом написать славословие. Тут и вспоминаются слова батюшки Иннокентия - вот они-то настоящие патриоты и есть, а не мы - пишущие, но часто не творящие того, о чем пишем.

Патриот своей Родины - вообще всякий человек, кто добросовестно и ответственно делает свое, пусть и самое малое дело, не зарывает талант в землю. Патриоты - все, кто любит своих ближних, заботится о них, созидает вокруг мир и радость, а не душит духом разрушения. Патриоты - это те, кто любит свою земную Родину во имя Царствия Небесного. Как об этом писал подвижник науки А.Ф.Лосев(монах Андроник): «Не волнуют меня сейчас тираны, потому что жизнь выше их кровавого сладострастия; и это потому, что есть превысшая общечеловеческая Родина, которая есть твердыня добра и истины, и которая может велеть мне вступить в смертный бой. А знать веления Родины, своевременно их воспринимать - дело величайшей человеческой мудрости. Главное, что есть опора против безсмыслицы жизни, есть твердыня, превысшая судьбы.

Пока наша жизнь мятется и страждет, пока наша жизнь неустроенна, полна злобы и насилия, пока мы умираем под пятой неведомой судьбы, - одно из двух: или жизнь, согласная с родным и всеобщим, с Родиной, и тогда она - самоотречение; или жизнь вне связи с родным и всеобщим, с Родиной, и тогда она безсмыслица.

Я когда-то убивался и изнывал, наблюдая звериную жестокость и кровавые страдания в животной и человеческой жизни. Но теперь я спокоен. Кто видел мало зла, тот хлопочет, суетится, ерзает, ужасается и убивается. Но кто знает, что весь мир лежит во зле, тот спокоен, ибо самая эта суета предполагает, что мир не есть зло, что есть временное состояние, что существует истина и правда, превысшая жизни».

Слова эти, написанные монахом Андроником во время Великой Отечественной войны, заставляют нас вспомнить еще об одной проблеме, связанной с правильным пониманием патриотизма - проблеме отношения христианства к войнам, к пролитию крови. Наши патриоты как будто и не задумываются над этим, для них все просто: «Бей врагов Христовых» - и все тут. Но, простите за множество цитат, напомню, что писал на эту тему философ, которого никак не упрекнешь в отсутствии патриотизма - И.А.Ильин. Говоря о «сопротивлении злу силою», он называл это христианской трагедией. Почему? Потому что это служение не может не вызывать «духовной тревоги, известного раздвоения в нравственном чувствилище, колебания, искушения, а может быть, и ожесточения. Он (воин)должен принимать в душу жестокие поступки и жалости достойные зрелища; а впоследствии он должен находить в себе множество духовных «осадков», «отпечатков» и отзвуков ведущейся борьбы; он должен во имя Духа, Любви и Свободы совершить такие дела, которых он никогда бы не совершил для себя».

И.А.Ильин писал, что к вооруженному столкновению, вообще к действию физической силы можно прибегать только тогда, когда все другие средства исчерпаны или невозможны. «Сопротивляться злу силою надлежит с сознанием, что средство это - единственно оставшееся, крайнее и неправедное; что это средство не «оправданное» или не «освященное», а принятое в порядке духовного компромисса; и что в силу этого оно должно быть при первой же возможности оставлено и заменено другими, более духовными, достойными и любовными средствами».

И.А.Ильин призывал к тому, чтобы и на войне христианин старался удерживать себя от страстей: от мстительности, от ненужной жестокости, от пустого ухарства. Христианин на войне должен стараться сдерживать себя и каяться. Да-да, все-таки каяться в пролитии крови человеческой, пусть и во время «освободительных операций» во имя справедливости и спасения других людей. «Государственному деятелю, правителю, воину необходимо постоянно заботиться о духовном и религиозном очищении своей души... Тот, кто сопротивляется злодеям силой и мечом, тот должен быть всегда чище и выше своей борьбы, чтобы бездна, таящаяся в каждом и даже самом безкорыстном компромиссе, не поглотила его. Меч его должен быть как молитва; а молитва должна иметь силу меча. И чем совершеннее будет молитва, тем меньше, может быть, ему придется прибегать к мечу».

Думаю, никто из наших возможных оппонентов не обвиняет И.А.Ильина в женской чувствительности и истерической боязни вида крови, он был человек и философ воли и мужества. Можно сказать, что воля и мужество - основные темы его философии. Но, как и всякий подлинный христианин, он, научая нас подлин-ному патриотизму, стремился избежать раздвоения между еван-гельскими заповедями и теми мыслями и поступками, к которым подвигался человек жестокими, антихристианскими условиями жизни в XX столетии.

Мы назвали вам несколько наших учителей в том, как надо пра-вильно понимать православный патриотизм, список их, конечно же, можно продолжить. Но главное, что хотим сказать в заключе-ние: православный патриотизм невозможен без Церкви. Если че-ловек издает патриотические листовки, газеты и журналы, а в храме его при этом никто не видит даже на Пасху или Рождест-во, если он не стоит рядом с теми, к кому он обращает свое слово в очереди на исповедь к духовнику - то можно ли гово-рить о том, что он совершает дело «спасения России»?

«Россия и без нас обойдется», - эти слова поэта нужно бы по-чаще повторять всем нам, кто горделиво начинает воображать себя миссионерами, - и не забывать конец этой фразы: «а мы без нее - нет».

Редакция МОЛИТВА ДЕРЖАВНОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати Лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего Сладчайшего Господа Иисуса Христа: да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани: да укрепит Святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая, избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарственне воспевающе величие Твое, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое Имя в Троице славимаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.