Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

ИСПОВЕДНИК

Давно нам хотелось встретиться с архимандритом Кириллом (Начисом). Но не пускало чувство огромной духовной дистанции - ведь батюшка единственный из ныне здравствующих в нашей Епархии исповедник Христов, прошедший сталинские лагеря. Кроме того, несет он, несмотря на свой преклонный возраст, тяжелейшее послушание - духовника всей Санкт-Петербургской епархии и ее Духовных школ. Не хотелось безпокоить старца своей надоедливостью.

Но когда стали появляться публикации об архимандрите Кирилле в различных изданиях, мы поняли: можно и нужно нам обратиться к батюшке.

И вот мы в стенах Духовной Академии, где не только служит, но и живет отец Кирилл. Сразу же поразила простота и доступность старца, и великая скромность, которая, увы, уже не свойственна людям молодого поколения. Мелкая деталь, но так много говорящая о человеке: когда мы шли с о.Кириллом по длинным академическим коридорам, минуя множество дверей, батюшка все время старался пропустить меня вперед, хотя я все время возражала и смущалась этим. А когда уходила, батюшка сам проводил до самой двери, сопровождая многими благопожеланиями. Что греха таить - не часто встречаешься с таким старинным благородством в нашей православной среде.

Отец Кирилл поначалу не хотел о себе рассказывать, согласился только ответить на вопросы. Но потом в неспешной беседе мы узнали важнейшие моменты из жизни батюшки.

Родился он в 1920 году в Латвии, в г.Даугавпилсе. Кончил там гимназию и два года проучился на богословском факультете Латвийского университета. После закрытия университета в 1940 году поступил учителем в одну из русских школ Латвии. С января 1942 года служил псаломщиком в селе Выбор, потом в Псковском кафедральном соборе, а позднее в церкви св.Ольги в г.Луге у брата священника Иакова. С осени 1943 года служил на приходе в г.Порхове. В феврале 1944 года был эвакуирован в Ригу, стал служить псаломщиком в Свято-Троицком соборе в г.Лиепае.

В декабре 1944 года был угнан в Германию, в Кенигсберг. В 1945 году, после того, как город был завоеван советскими войсками, последовал очередной арест, потом лагеря - в Рязани и в Грозном. В конце 1946 года наступил короткий свободный период - до очередного ареста. 13 октября 1950 года о.Кирилл был арестован МГБ и обвинен в участии в Псковской миссии. Осужден на 10 лет исправительно-трудовых работ. Эти «анкетные данные» отец Кирилл диктовал мне из книги «Кровью убеленные. Мученики и исповедники северо-запада России и Прибалтики. Мартиролог», М: Паломник, 1999. А когда мы дошли до фразы о лагере, он вдруг сказал: «Хотите, я вам покажу мои награды?»

И вынес малую коробочку. Из нее он вынул свои нагрудные номера, которые были нашиты на его фуфайку и бушлат «В - 1758». Рука невольно сотворила крестное знамение, как перед святыней, и я приложилась к этой частице человеческого страдания.

Отец Кирилл пояснил: «В Интлаге было два отделения. Я был в особом: там у человека не было имени, только номер, мы работали по 10 часов в день, имели право получать только два письма в год, свидания были запрещены, работали мы и жили за высоким забором с колючей проволокой». Батюшка показал мне свое лагерное удостоверение, которое он получил в 1955 году, когда было дано разрешение выходить за территорию лагеря и он начал работать на стройке в городе. В этом же году, незадолго до освобождения, хотя Иосиф Виссарионович уже лежал в мавзолее, отцу Кириллу грозил очередной срок. Ему предложили перейти на стройку бараков на территории лагеря, но он отказался, ему угрожали, он отказался опять.

В этот последний год своей лагерной жизни отец Кирилл познакомился с будущим отцом Димитрием Дудко.

15 октября 1955 года о.Кирилл был освобожден из лагеря, а в мае 1957 года реабилитирован.

В 1960 году о.Кирилл был пострижен в рясофор. Окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1965 году пострижен в мантию и рукоположен. После этого начались обычные для священства мытарства - перевод с прихода на приход, всего 8 приходов за 15 лет сменил батюшка. На первом приходе - это было в деревне Петрова Горка под Лугой - староста сказала ему: «Оклад вам - 100 рублей, из них 25 - налог государству. Если денег будет не хватать, можете подшивать валенки колхозникам, попросите разрешения у председателя». Батюшка перечислил название тех мест, где ему довелось служить после лужской деревни: Сусанино, Гатчина, Волково кладбище, Выборг, Мариенбург, Духовные школы Санкт-Петербурга. В 1976 году отец Кирилл был возведен в сан архимандрита. С 1988 года на него возложено послушание духовника СПб Духовных школ, позднее духовника епархии. С 25 ноября 1994 года по 11 марта 1996 года архимандрит Кирилл исполнял послушание наместника Александро-Невской лавры.

За долголетнее и безупречное служение архимандрит Кирилл (Начис) награжден орденом благоверного князя Даниила 2 степени и орденом прп.Сергия Радонежского 3 степени, почетными грамотами.

Надеемся, что наступит время, и будут собраны об отце Кирилле более пространные сведения: каждая деталь воспоминаний о том суровом и святом времени, которое одолели наши предки, драгоценна. Отец Кирилл, несомненно, один из тех, чье имя уже вписано на страницы истории русской Правословной церкви в ХХ веке.

† † †

Ваше послушание - духовник Епархии. Расскажите, пожалуйста, что это означает.

- На мне лежит обязанность исповедовать учащихся Духовных школ, священнослужителей епархии, ставленников перед хиротонией. Перед рукоположением в каждый сан проводится «генеральная исповедь», ставленник получает справку, которая подшивается в его личное дело вместе с подписанной священнослужителем Присягой. В Присяге он обязуется быть верным в подчинении духовной власти (власти Патриарха, Митрополита, Епископа) и канонам Церкви, изложенным в «Книге правил». В епархии ставленники сдают экзамен - проходят собеседование.

Как часто обязаны исповедоваться священнослужители?

Если совесть священнослужителя не отягощают никакие тяжкие грехи, он может служить и без исповеди. Существует старая традиция: обязательно исповедоваться раз в год. Но есть священнослужители, которые исповедуются у меня каждую неделю. Есть те, которые у меня вообще не исповедуются, потому что у них есть свои духовники. В Духовных школах существует такая традиция: все учащиеся исповедуются на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице. Я провожу исповедь также накануне каждого воскресного и праздничного дня. Послушание духовника не ограничено временем, я принимаю людей всегда, когда есть такая возможность. И не только на исповедь, но и для духовной беседы.

Не бывает ли так, что люди часто путают беседу с исповедью?

Да, бывает, конечно. Об этом хорошо сказано у священника Александра Ельчанинова: «Другое дело, если мы, оставив существо таинства покаяния, идем на исповедь для беседы. Духовная беседа может совершаться и вне таинства, и лучше, если совершается отдельно от него, так как беседа, хотя и о духовных предметах, может рассеять, расхолодить исповедующегося, вовлечь в богословский спор, ослабить остроту покаянного чувства. Исповедь - не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о себе».

Чем отличается последование исповеди священнослужителя от исповеди мирянина?

Многие молодые батюшки, даже кончившие Духовную Акдемию, не знают некоторых моментов пастырской практики. Существует специальное издание, в котором изложены те вопросы, которые задают священнику на исповеди. Ныне это - библиографическая редкость: книга о.Григория Дьяченко «Вопросы на исповеди взрослых христиан».

Нам удалось добыть эту книгу. Приводим список основных вопросов на исповеди священников:

- Всегда ли имеешь в твоих желаниях данную тобою пред Богом присягу при вступлении в сан священника?

- Не отказывал ли находящимся в смертной опасности - в исповеди, причастии или крещении?

- Не разрешил ли на исповеди и не допустил ли до причастия св. Таин тех, которые оказались неверующими, упорными и нераскаянными грешниками?

- Не обличал ли в проповедях грехи чьи-либо так, что можно узнать в них лицо, о котором говорил?

- Не оставлял ли ты, по небрежению, в воскресные и праздничные дни прихожан без поучения в храме?

- Занимаешься ли чтением Св.Писания и книг св.отцов?

- Не вводил ли в богослужение каких-либо произвольных изменений?

- Не распространял ли строго непроверенных чудес?

- Не любишь ли следовать в твоей жизни моде и пустым обычаям мирским?

- Не совершал ли Таинства, особенно литургии, по содеянии греха смертнаго и не раскаясь в нем?

- Не подавал ли в чем-либо соблазна прихожанам?

Есть еще машинописная книга покойного отца Ростислава Лозинского «Мост в Вечность». В ней приводится 20 вариантов общей исповеди. Вообще, всевозможных книжек-рекомендаций о том, как правильно исповедоваться, сейчас издано и переиздано немало. Но углубляться в их изучение мирянам не так уж полезно.

Какие епитемьи накладываются на священнослужителей и за что?

Самое страшное наказание - извержение из сана, следущее - запрещение в служении. Иногда раньше времени отправляют за штат. «Правила об епитимье» тоже изложены в книге священника Григория Дьяченко, которая, надо сказать, составлена на основе Предания, первоисточник ее - «Номоканон», собрание канонов Церкви, т.е. правил святых апостолов, св.Василия Великого и Святых Соборов.

Приведем опять отрывок из «Вопросов на исповеди»:

- Епитимья, состоящая в отлучении от причастия св. Таин, назначается за грехи явные, такие как: убийство, прелюбодейство, еретичество и увлечение в раскол. Для священников - второбрачие, пьянство, непослушание духовной власти. Указание срока, на который должны быть отлучаемы кающиеся, не имеет обязательного значения, должно определяться индивидуально.

На священнослужителей налагает епитимью архиерей. Если человек искренне раскаивается, то срок епитимьи сокращается до минимума.

Мне приходилось бывать в западных епархиях. Там соблюдают католическую традицию: каждому, кто приходит на исповедь, дается епитимья. За этим стоит католическое учение о «сатисфакции Богу» - юридическое учение о том, что мы должны Богу заплатить каким-то действием за наши грехи. У нас такого нет, епитимьи хотя и используются как воспитательное средство, но не так уж часто.

Может ли внести свою лепту в дело духовного просвещения православная газета, которую делают миряне?

Да, конечно. Если редактор строго придерживается церковной традиции, живет активной приходской жизнью, не только поучает, но учится сам. И слушается духовника.

Людмила Ильюнина † † † 9 января 2000 года исполняется 80 лет старейшему клирику и духовнику Санкт-Петербургской епархии - Архимандриту Кириллу (Начису). Духовные дети - те, кого согревает он своей любовью, советом, состраданием и молитвой, поздравляют его и желают ему благоденствия на многие лета. Редакция газеты «Православный Санкт-Петербург» сердечно присоединяется к этому поздравлению.