Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ

                             
Где-то там далеко и когда-то давно
Жил премудрый и опытный старец.
Он не раз говорил, непрестанно твердил: 
«Слава Богу за скорбь и за радость».
Припев:
Слава Богу за все,
Слава Богу за все,
Слава Богу за скорбь и за радость.
  
Если кто-то тебе что-то грубо сказал
Или плохо к тебе относился,
Знай об этом, мой друг, Воля Божия тут,
С этим надо всегда нам мириться.
Если ты заболел, занемог тяжело
И не можешь с постели подняться;
Значит так суждено по грехам нам дано,
И не надо роптать и бояться.
Если кто на тебя клеветал и роптал,
То не надо и в этом смущаться.
Знай, Господь для спасенья тебе это дал.
Надо всех нам любить и смиряться.
Если кто-то тебя чем-то здесь оскорбил,
Не старайся пред ним оправдаться,
А при этом при всем ты смиряйся и знай,
Что Господь помогает спасаться.
Если может покажется крест твой тяжел,
Не под силу он будто бы дался;
Знай, Господь не по силам тебе б не послал,
Не ропщи, а люби и смиряйся.
Научись ты творить Волю Божью всегда.
Может быть мы и будем гонимы,
И с сумой на плечах, со слезами в глазах, 
И родными не будем любимы.
Если будет печаль, и болезни, и скорбь,
Если в чем-то страдать нам придется,
Никого не вини, а всегда говори:
«Все от Бога нам грешным дается».
Наши годы пройдут, все друзья отойдут,
Незаметно подкатится старость.
Но всегда ты тверди, и всегда говори:
«Слава Богу за скорбь и за радость!»
 
Выполняю нелегкое послушание: дерзаю - по благословению духовника газеты, и, как передали нам с Острова, по благословению самого старца, - писать о подвиге протоиерея Николая Гурьянова.

Тяжкое это послушание, потому что в той атмосфере взвинченности, которая витает вокруг старца в последние годы, почти невозможно сохранить ровное чистое дыхание. Зачастую сами разговоры о старце Николае как будто заражены вирусом страстного преклонения, либо страстного же сплетничества, болтливости, выдумок. А страсти, как известно, - вещь заразная.

Что же мне делать, мучалась и мучалась я: как исполнить послушание и не впасть, а еще важнее - других не ввести во искушение? И вот постепенно из этих внутренних борений родилась эта статья: о старчестве вообще и о подвиге старца Николая. Эта статья - признание нашей общей вины перед Божиим человеком.

«Вся беда в том, - сказал нам один опытный духовник, - что у людей нет правильных христианских понятий о подвижничестве и о старчестве». Как раньше ездили к старцам, например, в Оптину Пустынь, о которой более всего сохранилось воспоминаний паломников? - Ездили, когда наступала великая духовная жажда, когда человек всей душой своей, всем помышлением устремлялся к Богу. К старцу ехали как к духоносному подвижнику, который может дать правильное направление в жизни. Ехали, «томимые духовной жаждой», к тому, кто может из опыта сказать, как бороться с грехом, как правильно жить в Боге, как жить по-христиански среди искушений современного мира. И, как написал последний оптинский старец Никон(Беляев), люди, побывавшие у старца всего один раз, духовно вразумлялись гораздо больше, чем те, кто жили с ним рядом долгие годы и видели его изо дня в день. Из старцев в те времена не делали кумиров, оптинские старцы нарочито боролись с фанатизмом поклонников и поклонниц. Они учили человека верить в благодатную Божью помощь, а не мучить духовника мелкими вопросами (здесь мы, конечно же, не касаемся отношений между старцем и братией монастыря - тут действуют другие духовные законы).

Как идут и едут к старцу в наши дни? Келейники, да и сами старцы свидетельствуют: современные паломники почти не задают духовные вопросы. К старцу относятся, грубо говоря, как к гадалке: где сейчас мой сын, он давно пропал из дома; менять мне эту квартиру на другую, на какую именно и какого числа; поступать в торговый колледж или в педагогический институт, и т.д., и т.п.? В результате, мы видим: чем милосерднее относится батюшка к людям, тем больше он получает от них упреков, клеветы, непонимания.

Когда думаешь о подвиге старца Николая Гурьянова, вспоминаются слова прп.Амвросия Оптинского, которые он говорил, страдая от наплыва народа, шамординским матушкам: «Я тут у вас - как распятый». Да только люди тогда все-таки были скромнее. Они не стучали в закрытые двери и окна батюшки, не заставляли его часами простаивать на морозе или жаре, не требовали тут же «вынь да подай» ответ на любой вопрос. Они не снимали о старцах фильмов, не писали статей, не фотографировались со старцем на память...

† † †

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мир Твой» - так молятся старцы. Им всех жалко, они не осуждают. Все происходящее они принимают, как от Бога, благодаря за все: и за хорошее, и за плохое. А нам так хочется втянуть Божьего человека в нашу борьбу - как нам кажется, святую борьбу - за правду, мы прямо жаждем вытянуть из него возмущение: «Батюшка! Посмотрите, что творится! (Количество восклицательных знаков можно бы увеличить.) Нас продали! Нас обманывают! Над Вами тоже издеваются! Надо обличать! Надо защищаться!» И вдруг в ответ звучат страшные слова: «Им не надо теперь никакого старца, нет старца».

Истолковывают эти слова по-разному, а когда я услышала их с экрана видеомагнитофона, видимо, не случайно именно в это время на рабочем столе лежала открытая книга о последних годах жизни великого оптинского старца прп.Нектария. И в ней попали на глаза такие слова: «Бремя старчества страшно и тяжко. И быть старцем каждую секунду непосильно человеку. Старца окружала великая любовь, но и великая требовательность». Это слова келейницы старца, которая видела не только Божескую славу, но и его человеческую физическую немощь, и то истощание, которое подобно крестной муке. И подумалось: что же мы все делаем? Сколько мы еще будем мучить старца? Когда мы дадим ему покой? Когда мы вспомним о том, что подвижники готовятся к переходу в вечную жизнь, месяцами, годами пребывая в уединении. Многие из них уходят в затвор, а многие и находясь на людях, уже не вникают в их преходящие проблемы и смущения. Хотя это не означает, что внешне не участвуя в жизни людей, подвижники их бросают на произвол судьбы.

«Чадо мое, столько лет ты меня знаешь, неужели ты не знаешь, что теперь я могу больше помочь тебе молитвами, нежели словами?» Не приходилось ли нам слышать такие вразумления ...и пропускать их не только мимо ушей, но и мимо души?

Почему не даем старцу Николаю такой возможности, естественной для того, кто все свои силы уже отдал служению людям - возможности подготовиться к переходу за грань этого бытия.

Старец в последнее время постоянно просит: «Молитесь обо мне». Значит, ему нелегко. Мы все - слепые кутята, нам недоступны тайны духовной жизни. Мы судим обо всем по-плотски. Нам не видно, что на самом деле в духовном плане происходит в домике на острове Залита. Нам не постичь сути той духовной битвы, которая сейчас бушует.

Путаница, обман, искажение духа истины, различные духовные подмены - вот что только можем мы каким-то несказанным образом почувствовать. Но разобраться в этом? ...Наше ли это дело? Ведь подобное познается подобным, и о тайне жизненного духовного пути старца может сказать только соприродный ему человек.

Все наши старцы и времен прошедших, и настоящего переживали гонения, клевету, непонимание. И пусть всем нам в предостережение прозвучат слова старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Вот теперь много молодежи ринулось в Церковь, кто уже состарившись в скверне греха, кто отчаявшись разобраться в превратностях жизни и разочаровавшись в ее приманках, а кто - задумавшись о смысле бытия. Люди делают страшный рывок из объятий сатанинских, люди тянутся к Богу. И Бог открывает им Свои Отеческие объятия. Как было бы хорошо, если бы они по-детски смогли припасть ко всему, что дает Господь в Церкви Своим чадам, начали бы учиться в Церкви заново мыслить, заново чувствовать, заново жить. Но нет!

Великий ухажер - диавол - на самом пороге Церкви похищает у большинства из них смиренное сознание того, кто он и зачем сюда пришел. И человек не входит, а «вваливается» в Церковь со всем тем, что есть и было в нем от прожитой жизни, и в таком состоянии сразу начинает судить и рядить, что в Церкви правильно, а что изменить пора. Он уже «знает, что такое благодать и как она выглядит», еще не начав быть православным христианином, он становится судьей и учителем. Такие люди примут и священный сан, они примут и монашество, но все это уже без Бога, водимые той же силой, что вела их в жизни до прихода в Церковь и что так ловко обманула их теперь».

Суды Божии впереди, есть вещи, которые нельзя постичь, и не надо стремиться постигать прежде времени.

Старец Николай просил передать, чтобы Евангелие не оставляли, что он за всех и просит Господа: «Господи! Прости всех! Господи! Исцели всех! Господи! Спаси Всех!»

Людмила ИЛЬЮНИНА