Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ

Кумранское плато
Почти сорок лет назад, будучи студенткой института им.И.Е.Репина, я впервые услышала о свитках Мертвого моря. С тех пор мне снится пустыня, залитая солнцем и горы с пещерами. Представлялось, как пастух, ища отставшую от стада овцу, бросает в пещеры камешки, чтобы убедиться в том, что ее там нет. Звук падающих камней насторожил пастуха и, спустившись в одну из пещер, он увидел кувшины с непонятными ему свернутыми в рулон кожаными свитками...

Моя мечта осуществилась в этом году. Я увидела Кумранское плато и, не оглядываясь на годы, устремилась к пещерам...

Кумран - это мир пустыни, гор и труднодоступных пещер, это лазурное небо, всегда таинственное и загадочое, это и грустное, обреченное на вечное безмолвие Мертвое море. Небо пытается соприкоснуться с морем и увидеть свое отражение в его водах, но море отвечает только на зов гор. Иудейские горы, вставшие на защиту моря с Запада, не допускают к нему даже облака. Но если самые сильные и настойчивые прорываются к нему, они немедленно теряют свои силы и гибнут. Так море и горы берегли свою тайну в Кумране более девятнадцати столетий. Лишь в 1947 году горы «уступили» и поведали о невероятном, теологическом чуде, потрясшем весь мир. Этим открытием явились свитки Мертвого моря, рассказавшие о небольшой группе ессеев, основавших поселение на Кумранском плато в 100 г. до Р.Х. Эти люди, избравшие ненасилие, высоконравственные, справедливые, связанные общей клятвой молчания, избегали общения с женщинами, отказались от денег, «владений и подчинения», называли себя «сынами света». Просуществовала община всего 170 лет, но оставила след в науке и богословии на столетия. Быть может, это были первые монахи, что оставили домашний кров, удалившись в пустыню от мирской суеты, споров, ненависти и вражды во имя веры во Всевышнего Творца. Вот уже двадцать столетий историки недоумевают: как здесь, на востоке на пересечении великих караванных путей, на пространстве, забитом базарами, собралась небольшая группа людей, пришедших со всех концов древней Палестины для того, чтобы жить в чистоте и молитве и в час смертный держать ответ перед Богом. Жили они небольшой группой в пятьдесят человек. Крестились, имели общую трапезу. Согласно древнеиудейской традиции перед каждой трапезой они погружались в бассейн с водой, затем молились. Ели дважды в день, утром хлеб и немного вина, а вечером только сухую пищу. Говорили на древнееврейском и арамейском языках, писали на греческом. Ессеи считали себя угодными Богу и Божье благоволение относили только к своей группе. Они отвергали жертвоприношения животных в Иерусалимском храме и верили в скорое приближение «конца света». О конце писал пророк Аввакум (Авв. 2,3).

В молитвах они славили Господа, говоря: Бог - спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение (Ис. 12,2). Вера их, несмотря на землетрясения, жестокость Ирода, нашествие римлян в 68 году, осталась жива. Это и понятно, ведь учение ессеев было наполнено великим смыслом служения Богу. С молитвы начинался их день, молитвой он заканчивался. Они повязывали головы черной повязкой с коробочкой на лбу (тфелин или филактерий), куда был вложен текст молитвы, которая, видимо, была важна для каждого эссея. Бродя среди развалин монастыря, я поражалась четкой красоте, в которой были выдержаны их постройки в центре Кумранского плато. Больше всего было бассейнов с водой, разных по форме, величине и глубине. Одни были предназначены для омовения, другие для хранения питьевой воды, третьи - поилки для скота и орошения полей. В большой прямоугольной комнате в центре поселения ессев размещался скрипториум, где и были на коже, пергаменте, папирусе и меди написаны рукописи Мертвого моря. Здесь археологи нашли необычайной формы терракотовые и бронзовые чернильницы с отверстиями и ручкой в форме равноконечного греческого креста, палочки для письма, фрагменты сандалий, расчески и веревки, сделанные из пальмы. Самым большим было помещение для общей молитвы, где, наверное, обсуждались дела общины, читалось Священное Писание, пелись гимны. В западной части зала сохранилось круглое возвышение, быть может, для главы общины, чтобы его видели и слышали отовсюду. Трапезная находилась рядом, это доказали раскопки. Ученые обнаружили в ней 210 тарелок, 108 чаш, 75 кубков, 11 кружек, 21 кувшин и 38 горшков.

После утренней молитвы каждый ессей занимался порученной ему работой. Одни отправлялись со скотом в горы, другие изготавливали глиняную посуду, которую затем обжигали в печах, третьи трудились в поле, четвертые готовили еду. Однако самым важным для себя ессеи считали создание свитков, где они рассказывали о своем почитании Бога и особом отношении к некому законодателю, перед которым они благоговели. Много написано ими о послушании старшим, о правилах приема в общину. Правила были очень строги, с двухлетним испытательным сроком. Свитки повествуют нам не только о том, что ессеи верили во Всевышнего, но и о том, как они претворяли свою веру в жизнь. Они жили как аскеты. Правила запрещали без причины «глупо смеяться» и «говорить пошлости», а также «безпричинно отдаляться от общины». За отступления от правил ессея сначала переводили на полуголодное существование на 10-30 дней. Того, кто богохульствовал, навсегда изгоняли в пустыню.

За 170 лет существования общины ессеи уверовали в то, что они идут своим верным путем к познанию истины.

За основными строениями находится небольшое кладбище ессеев. в 50-х годах нашего века археологи обнаружили 1200 могил, расположенных правильными рядами. Хоронили всех одинаково: без гроба и без одежды, без предметов погребального ритуала. Надгробием служил камень. Отсутствие могильных надписей свидетельствует, что равенство соблюдалось и после смерти. Над одной из могил кружилась маленькая птичка тристрамит и мне подумалось: может быть, неуспокоившаяся душа одного из погребенных здесь ессев держит ответ пред Всевышним, моля о прощении своих грехов...

Солнце, натрудившись за день, тускло сочилось из тумана красной пелены, освобождаясь от своего вредного ультрафиолета и становилось нежным и ласковым как котенок. А я все смотрела и смотрела на «мудрые» пещеры в горах, что сохранили нам безценные свитки с наставлениями ессеев, спрятавших свои мысли так далеко в пещерах, почти под небесами, в надежде, что мы найдем их и последуем этому праведному учению... С тех пор я часто задумываюсь: кто знает, быть может, наши первые христианские общины, а за ними и монахи шли путями, проложенными древней общиной ессев?

Богу нашему Слава!