Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

РУССКИЙ ГОРОД

Троицкий собор в Иерусалиме
В самом центре старого Иерусалима на улице Яффо находится русское подворье с главным собором Святой Живоначальной Троицы, церковью св.мц.Александры и зданием Русской Духовной Миссии, учреждение которой состоялось еще в 1847 году. В «Инструкции» были названы главные задачи этой иноческой обители, связанные с «удовлетворением духовных потребностей русских паломников». Приток богомольцев в Палестину год от года увеличивался и надо было заботиться не только о гостиницах для них, но и о сопровождении их в поездках по святым местам и о том, чтобы богослужение совершалось на славянском языке. Кроме того, надо было охранять и «отвращать от них все, что может посеять в их душе какой-либо соблазн». Перед первой мировой войной в русском владении находилось 11 церковей, 17 постоялых дворов, 7 монастырей, больница, 4 амбулатории, 25 школ и 2 семинарии. Посещали Святую Землю разные люди - крестьяне, купцы, члены Императорской фамилии, знаменитости - Н.Гоголь, П.Вяземский, В.П.Верещагин, С.Иванов, Д.Гримм, И.Бунин, В.Поленов, А.Белый, И.Репин, Н.Кошелев, А.Норов и многие другие. Подворье начали строить в 1860 г. Обнесли его стеной и выстроили собор Святой Живоначальной Троицы, Русскую Духовную Миссию, Елизаветинское, Николаевское и Сергиевское подворья, русское консульство, постоялый двор для паломников, больницу. Строительство закончилось в 1903 году. Звоном колоколов Троицкого собора возвестил о себе голос русского православия, которое утвердилось на Земле Обетованной и стало самым большим из всех владений иностранных держав в Палестине. От прошлых построек ныне принадлежат России только собор святой Живоначальной Троицы, который является главным приходом Русской Духовной Миссии, а также церковь св.мц.царицы Александры с гостиницей и кельями для проживания членов Миссии.

Троицкий собор построен по проекту петербургского архитектора М.И.Эппингера по типу афонских храмов с десятью главами, двумя приделами и двумя колокольнями. Двухярусный резной дубовый иконостас выполнен также петербургским мастером Охтенского завода Н.А.Леонтьевым по рисунку архитектора Дмитриева в 1869 году. На международной выставке 1870 года эта работа петербуржцев была удостоена Серебряной медали. Во время реставрации на бронзовых Царских вратах я обнаружила надпись: «Сии врата принесены в дар соборной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы Их Императорскими Высочествами Государем великим князем Константином Николаевичем с супругой Государыней великой княгиней Александрой Иосифовной». Пожалуй, на всей Святой Земле не встретишь такого красивого храма, такого нарядного иконостаса со светящимися словно солнце бронзовыми Царскими вратами.

Имя иконописца Н.М.Челяпова, оставившего в 1897 году свою подпись на иконах местного ряда, мне было неизвестно. В архивах удалось обнаружить имя живописца, что написал иконы Царских врат: Николай Андреевич Кошелев. Имя же того, кто расписал весь храм, оставил нам в наследство одно из удивительных изображений Троицы в алтаре - неизвестно.

Правый придел собора освящен во имя святителя Николая. Во время реставрации икона была укрыта целлофаном, защищающим ее от пыли и грязи. Лик чудотворца был скрыт от нас, но открылась история иконы: «Сия икона сооружена в честь и память избавления от потопления 500 человек паломников во Святой Град Иерусалим на пароходе «Корнилов», вышедшего из Одессы 27 февраля и прибывшая в Яффо 17 марта 1910 года».

Рядом с Троицким собором находится здание Русской Духовной Миссии с канцелярией, приемным залом, трапезной, библиотекой, кухней и гостиницей. Центральную часть здания занимает церковь св.мц.царицы Александры, окруженная четырьмя миниатюрными внутренними двориками. Некогда русские паломники ожидали богослужения в тени орешника и инжира, дивясь змеиному дереву, «корни которого были и в воздухе и в земле», пробковому дубу в виде бутыли, красоте листвы хурмы и гранатового дерева.

Церковь небольшая, уютная, с одноярусным дубовым иконостасом византийского типа и словами на нем: «Просите мира Иерусалиму». Иконы написаны петербургскими мастерами академиком живописи В. В.Васильевым и В.М.Пешехоновым - мастером «византийского извода». Помогал им Ксенофонтов. Одолевают Святую Землю безконечные воины, но лики святых, Богородицы, Спасителя, царицы мученицы Александры и св.Иоанна Крестителя спокойны и достойны... С грустью вспоминаются петербургские церкви: нет больше Покровской церкви в Троице-Сергиевой пустыни, нет церкви св.блгв.князей Бориса и Глеба, нет церкви Михаила Архангела при Александровском механическом заводе, нет Успенского храма на Сенной, где трудились над созданием иконостасов Васильев и Пешехонов. Теперь работы этих живописцев можно увидеть только на Святой Земле. На стенах и парусах сводов церкви мц.царицы Александры лики святых: апостола Иакова, вмцц. Варвары, Александры, Екатерины, Федора Тирона, архидиакона Стефана, вмч.Георгия, ап.Андрея Первозванного, мч.Леонида. Слева на аналое перед солеей лежит икона Святой Троицы, преподнесенная в 1997 году Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием ll в память 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

К сожалению, после войн 1914, 1919, 1948 и 1967 годов Русская Духовная Миссия потеряла многие свои участки на Святой Земле. Последний и самый сильный удар Миссии принесла хрущевская «черная оттепель». В 1964 году большая часть земель, принадлежавшая России (22 объекта) советское правительство продало государству Израиль за 4,5 млн.рублей. Значительная часть суммы была оплачена фруктами, почему сделка получила название «апельсиновой».

Наши подворья в центре Иерусалима производят грустное впечатление. Так, Елизаветинское, что рядом с Троицким собором, превращено в тюрьму, где содержатся преступники-палестинцы. Внутренние дворики используются ныне для прогулок заключенных. Сергиевское подворье занимает целый квартал, внутри него большой зеленый дворик с фонтаном и ароматными, цветущими дважды в год, апельсиновыми и лимонными деревьями. В двухэтажных зданиях, расположенных по периметру находились в прошлом веке кельи для паломников на 300 мест, трапезная, премный зал и аппартаменты для приема членов Императорского дома. Сегодня здесь размещаются различные управления: обществ охраны природы Израиля, Министерство сельского хозяйства и многочисленные магазинчики, торгующие произведениями искусства. Но большая часть зданий заколочена, интерьеры в запустении, штукатурка осыпается, везде протечки, но росписи потолков еще живы. С привратником познакомилась давно. Он из России и каждый раз при встрече горюем с ним о судьбе наших русских построек, возведенных на «кружечные» сборы по всей России в Вербную субботу. Рассказываю ему о судьбах великих князей Сергея Александровича, Павла Александровича, Константина Николаевича, великой княгини Елизаветы Федоровны, об истории Миссии. Он мне - о Сергиевском подворье, которому служит душой и сердцем. Уходя, прошу его заботится о подворье, не пускать на его территорию кого попало. Судьба Сергиевского подворья не решена. Спор за него идет между Великобританией и Россией. Здание было зарегистрировано на имя председателя ИППО великого князя Сергея Александровича, в 1905 году наследницей стала вдова князя Елизавета Федоровна. Теперь претензии на это здание предъявляет 77-летний принц Филипп Эдинбургский, который считает себя потомком и наследником Елизаветы Федоровны. Тяжба тянется давно, а здание продолжает разрушаться. В бытность свою министр иностранных дел А.Козырев и его заместители занимались этой серьезной проблемой, но насколько она волнует наше правительство?

Ныне в Иерусалиме несут послушание во главе с начальником Миссии архимандритом Феодосием семь членов Русской Духовной Миссии. Действующих храмов, находящихся в ведении Московского Патриархата, на Святой Земле тоже семь. Кроме двух иерусалимских, обитель с храмом св.равноап.Марии Магдалины в Тверии, храм в честь св.пророка Илии на горе Камил в Хайфе, монастырь с храмом св.ап.Петра в Яффе, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и новосооруженный пещерный храм в честь св.Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Эйн-Кареме. Во всех храмах Миссии регулярно совершаются богослужения. Но в русских сердцах теплится надежда на возвращение России ее законных участков в Иерихоне, в Рамле, в Бейт-Джале, в Назарете, в Хевроне и подворий в Иерусалиме.

Святая Земля, освященная присутствием Божиим, всегда будет для каждого из нас Благодатной землей духовного укрепления. Здесь мы можем поклониться от нашей русской Голгофы Голгофе Господней и зажечь свечу благодарений, молитв и прошений за наших родных, близких, благодетелей и духовных отцов.

А сам Иерусалим не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его (Откр. 21,23).