Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Судные врата

Сквозь "Игольное ушко"
Не помню, сколько раз я проходила по Крестному пути Спасителя и сколько раз не могла увидеть «Судные врата».

Извилистые улочки Старого города в Иерусалиме приведут к Башне Антония, где Иисуса приговорили к смерти; к часовне Осуждения, где Он принял Свой Крест и на него возложили терновый венец; к арке «Се человек». Вот и маленькая улочка Эль-Вад, где Иисус Христос, изнемогая под тяжестью Креста, упал, а поднявшись с колен, увидел Свою плачущую Мать, стоявшую у дороги. Силы Спасителя кончились, а впереди за поворотом - подъем на гору.

Крест возложили на Симона Киринеянина, а к измученному и окровавленному Иисусу Христу подошла Вероника и вытерла пот с Его лица. Далее путь Божественного Крестоносца подходит к городским воротам, носившим название «Судных врат», где заканчивался город и проходила городская укрепленная каменная стена. Сопровождающий служитель претора доходил с преступником до этих ворот. Здесь Иисус, услышав смертный приговор, уже не подлежавший обжалованию, упал во второй раз. Впереди была Голгофа, до которой оставалось 70 шагов.

Вот это-то место, ныне плотно застроенное, меня и интересовало. Сколько я ни звонила в здание, навстречу было молчание. На большом двухэтажном доме с надписью «Александровское подворье» значились часы посещения, но увы...

Первым, кто в 1844г. заинтересовался этим местом, был прусский консул Шульц. В 1883г. эту землю купил архимандрит Антонин(Капустин). И сразу же начались археологические раскопки, обнаружившие остатки городской стены времен Ирода Великого, арки с двумя колоннами римского императора Адриана и остатки церкви, построенной Святой царицей Еленой в начале 4 века.

В книгах Ветхого Завета есть упоминание об укреплении городов: «Города укреплены были высокими стенами, воротами и запорами», «города со стенами и медными затворами», и еще «врата медные, и вереи железные». Находка двух каменных плит размером 1 метр на 2 с углублением для затвора и части стены с отверстием, расширяющемся кверху - т.н. «игольным ушком» - произвели сенсацию в богословском и научном мире. Город времен Иисуса Христа заканчивался городской стеной, запирающейся на ночь, оставляя маленькую щель, в которую мог пролезть только человек. Помните слова Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие»(Мф.19,29).

Археологи доказали, что «Судные врата» существовали во времена Спасителя и через них Он вышел в последний раз из города навстречу смерти.
Судные врата

Архимандрит Антонин решил во чтобы то ни стало сохранить это святое место для России, построив здесь церковь с приютом для паломников. Храм освятили в 1896г. в честь св.блгв.князя Александра Невского, соименного святого Императора Александра111. Фрагменты сохранившегося порога «Судных врат» с мостовой закрыли стеклянной витриной, над которой возвышается ныне Распятие.

Попав впервые в церковь, я была настолько поражена увиденным, что вслух произнесла: «О, Боже, да это же Репин и Кошелев!» Вот так Господь сподобил меня увидеть, наконец, подлинный священный порог, который переступил Божественный Крестоносец, покидая город, идя на казнь.Живописный этюд Репина «Несение Креста», исполненный им в 1898г., висит рядом с Распятием и порогом. На продольных стенах церкви в рамах находятся живописные полотна Николая Андреевича Кошелева (1840-1918), академика, профессора Петербургской Академии Художеств, талантливого художника, работавшего в Москве в Храме Христа Спасителя и в Петербурге в церкви Воскресения Христова («Спас-на-Крови»). Тема 16 полотен мастера - Страсти Христовы.

Рядом с порогом «Судных врат» 19 бронзовых досок с именами русских жертвователей. Как исключение, мне позволили их списать. Вот их имена:

«В.Н.Хитрово» - министр финансов, известный деятель Православного Палестинского общества;

«Фан-дер-Флит» - ученый, востоковед;

«Е.В.Путятин» - дипломат, адмирал, граф;

«А.П.Беляев» - историк;

«П.А.Васильчиков» - гофмейстер двора Его Императорского Величества;

«Ф.П.Корнилов» - член Государственного Совета;

«Его Императорское Величество Государь Император Александр III, Великий Князь Николай Николаевич, Константин Николаевич и Великая Княгиня Александра Георгиевна»

«Протоиерей Г.Г.Сретенский,

Епископ Порфирий,

Архимандрит Антонин,

Патриарх Антиохийский Мелетий».

В притворе церкви - памятная доска с надписью: «Церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, основана на месте остатков храма, сооруженного Святым Равноапостольным царем Константином. 1887-1896гг.»

Остальные помещения большого двухэтажного Александрийского подворья осмотреть не удалось. Хотелось увидеть комнаты для паломников, приемный зал, внутренний дворик и музей. Двери подворья больше ни разу не отворились для меня.

Принадлежит ныне церковь Русской Духовной Миссии и Православному Палестинскому Обществу, находящемуся в ведении Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей с центром в г.Нью-Йорке. Управляет церковью г.Граббе. Служб в храме не бывает. Наша Духовная Миссия в Иерусалиме не может воздействовать на владельца церкви, и доступ туда год от года становится все более затруднительным. Воистину, «иди за Христом и рыдай».

Немногие из паломников, успевшие увидеть это святое место, жаловались на то, что им пришлось заплатить за вход по 1,5 доллара. Однако, на всей Святой Земле действует закон, разрешающий посещать все святыни без взимания какой бы то ни было платы...